Политические изменения и политическое развитие. Социальная и политическая модернизация
Понятия «политические изменения» и «политическое развитие» тесно связаны друг с другом, и часто в политологии они выступают в качестве тождественных. В тоже время следует уточнить, что изменения сами по себе - это различные перемены, которые происходят в течение некоторого времени. А развитие – термин, который применяется главным образом при анализе политической жизни и политической системы всего общества.
Политическое развитие – многомерный процесс, при котором в результате взаимодействия различных политических сил происходит изменения в политическом поведении, политической культуре, в политической системе общества. Политическое развитие – это рост способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям при сохранении возможностей для успешного функционирования системы. Политическое развитие следует рассматривать как возрастание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям.
Политическое развитие также как и изменения могут осуществляться в эволюционной и революционной форме. Революция ведет к смене политической системы, в период эволюции происходит накопление количественных изменений, принципиально не меняющих политическую систему общества. Политическое развитие должно находиться в определенном соотношении с социальным развитием, необходима равномерность и сбалансированность протекания политического и социального развития. Примером несоответствия этих процессов является свержение шахского режима исламской революцией в Иране в 1979 году, крах Веймарской республики и установление власти Гитлера.
В современной политической науке политическое развитие отдельно взятой системы принято рассматривать как совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу. В основе выделения традиционного и современного общества лежит типология политической системы, предложенная американскими учеными Алмондом и Пауэллом, критерием которой является степень структурной дифференциации и культурной секуляризации общества. В рамках указанной типологии выделяют следующие системы:
- примитивная – характеризуется минимальной структурной дифференциацией, члены системы сориентированы на локальные интересы, национальное целое и его интересы их не волнуют;
- традиционная – представлена дифференцированными правительственными и политическими структурами, которые функционируют в условиях подданнической политической культуры. В отличие от примитивной системы люди имеют представление о центре власти, о системе в целом, но сориентированы на ожидание услуг от системы, боятся ее злоупотреблений и не представляют возможным влиять на систему, принимать участие в реальном процессе осуществления власти;
- современная – характеризуется наличием хорошо дифференцированной политической структуры, которая дополнена развитой политической инфраструктурой: партии, СМИ и др. В этой системе доминирует политическая культура участия (активистская). Люди понимают, что они могут влиять на политическую систему и корректировать ее действия.
Теория политического развития использует в качестве базовых два последние типа систем, так как примитивные системы отошли в прошлое и чрезвычайно редкие исключения не влияют на состоятельность теории. В рамках теории политического развития традиционная и современная системы рассматривается как две основные стадии эволюции общества:
- Традиционная основывается на традициях, обычаях и привычках.
- Современная базируется на рационализме, сознательной постановке задач, целей политического развития и их последовательном достижении.
Таким образом, политическое развитие является процессом перехода от традиционной системы (традиционного общества) к современному в сфере политики. Общая направленность этих изменений связана с рационализацией системы управления и политической сферы жизнедеятельности общества в целом. Главная цель политического развития – создание открытой современной политической системы, свободной от религиозных, идеологических догм, способной воспринимать любые альтернативы, варианты политических решений и осознанно, рационально выбирать наиболее приемлемые.
Политическая модернизация
В общем русле теорий политического развития возникает теория модернизации, которая является одной из наиболее влиятельных в современной политической науке. Понятие «модернизация» появляется в начале 50-х годов ХХ в. для обозначения процессов в странах, которые осуществляли переход к современному обществу (индустриальному) от традиционной системы посредством совершенствования экономической инфраструктуры. В общем смысле модернизация означает процесс обновления (от англ. modern - современный).
На разных этапах становления этой теории значительные вклад в формирование ее внесли такие исследователи как Липсет, Алмонд, Верба, Ростоу, Бжезинский и др. Теория модернизации была направлена на преодоление пессимистических теорий Шпенглера, Тойнби и др. В ее развитии можно выделить несколько этапов:
Первый – 50-60-ые гг. ХХ в. Предусматривался путь экономического усовершенствования для так называемых стран третьего мира (отставших в своем развитии) как основа их политических преобразований. При этом игнорировались местные культурные ценности, традиции и считалось, что эти страны автоматически воспримут западные нормы;
Второй – 70-80-ые гг. ХХ в. Предложенная модель экономического развития дала сбои: механическое перенесение закономерностей европейской цивилизации в процессе перехода от традиционных обществ к современному оказалось неверным, т.е. обнаружилась неадекватность западного подхода к ценностям азиатской, африканской и латиноамериканской культур;
Третий – современный – начался с конца 80-ых годов ХХ в. и длится до сего дня. Был сделан вывод о том, что модернизация не может ограничиться только экономическими подходами (человеческие и природные ресурсы, накопление капитала, новые технологии). Наряду с ними огромное значение имеют и внеэкономические факторы: геополитические, социальные, культурные и т.д., то есть концепции модернизации приобрели социокультурный характер. На этом этапе был преодолен европоцентризм, признана самоценность местных культур и невозможность механического перенесения западных моделей развития на другие страны. Современные теории модернизации рассматривают модернизационный процесс в рамках определенного общества как сознательное устремление государства на осуществление качественных преобразований в обществе не путем копирования опыта передовых стран, а путем гармоничного соединения наиболее распространенныхполитических структур, ценностей, имеющих универсальный (общечеловеческий) характер со спецификой данного региона, страны, общества.
Современная политическая наука выделяет два типа модернизации:
Первичная (оригинальная или спонтанная) модернизация характерна для стран Запада, которые осуществляли ее постепенно, в течение нескольких веков в ходе индустриального развития и демократизации общества. Во временном отношении этот процесс начинается в период первой промышленной революции, разрушения наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и длится до сегодняшнего дня, так как модернизация - процесс перманентный (непрерывно продолжающийся). В указанном временном промежутке выделяют исторические типы первичной модернизации: доиндустриальная (XVI – XVII вв.), раннеиндустриальная (XVIII – начало XX вв.), позднеиндустриальная (начало XX – 60-ые гг. XX вв.), постиндустриальная (70-ые гг. XX в. – сегодняшний день).
Вторичная (неорганическая, догоняющая, отраженная) модернизация характерна для развития стран, задержавшихся на традиционной стадии. Основным фактором такой модернизации является социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Вторичная модернизация носит характер догоняющего развития и предусматривает сравнительно быстрое достижение уровня экономического, социального, политического и культурного развития западных государств с помощью использования их опыта и поддержки.
Политическая модернизация – изменения политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу, которые в самом общем виде предстают в виде постепенного распространения демократических институтов, повышения политического участия граждан и закрепления демократических ценностей и норм в политической культуре. Детальное рассмотрение процесса политической модернизации позволяет выделить следующие изменения:
- территориальное и функциональное расширение области центрального законодательства, администрации и политической активности;
- создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов;
- постоянное расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов;
- возникновение и быстрое увеличение количества рациональной политической бюрократии;
- ослабление традиционных элит и их легитимация;
- замена традиционной элиты модернизаторской элитой.
На современном этапе политическая модернизация осуществляется в русле модернизации общества в целом и органически вплетена в процесс экономических и социально-культурных преобразований. То есть это процесс, который идет одновременно и параллельно с экономической модернизацией (внедрение рыночных отношений, техники и технологий) и социальной модернизацией. Социальная модернизация включает в себя процесс развития, который характеризуется социальной мобилизацией, урбанизацией, ростом образовательного и профессионального уровня, повышения мобильности населения, что происходит на фоне распространения индивидуалистических ценностей и секуляризации культуры.
Таким образом, политическая модернизация – процесс трансформации общества, который сопровождается расширением демократических ценностей и норм, формированием политических институтов и социальной мобилизацией. Сегодня модернизация большинством исследователей рассматривается как осознанная установка государства, общества на осуществление качественных преобразований в обществе с учетом достижений передовых стран. Модернизациявоспринимается как одно из необходимых условий становления нового мирового порядка.
В соответствии с этим взглядом – основная закономерность социального развития состоит в постоянных изменениях, усложнении политической, экономической, культурной структур, их функций в соответствии с потребностями эффективного функционирования общества как социальной системы. Если рассматривать модернизацию как процесс демократизации общества, то следует учесть, что демократические ценности не возникают сами по себе, их появление непосредственно связано с общим развитием нации. Об этом следует помнить, приступая к рассмотрению процессов социальной и политической модернизации в украинском обществе.
Проблемы развития и модернизации в Украине
После краха советского строя, возникновения независимого украинского государства радикальная смена правительственного курса выразилась в общей ориентации правящей элиты на теории модернизации. Результатом этого явиласьполитическая, индивидуальная свобода, плюрализм общественной и политической жизни, но одновременно с этим украинское общество столкнулось с катастрофическим падением производства, массовым обнищанием, поляризацией общества на чрезвычайно богатых и чрезвычайно бедных; как в столице, так и на периферии наблюдается коррупция икриминализация власти.
Опираясь на типологию обществ (систем) в рамках теории модернизации, следует заметить, что Украина советского периода не являлась традиционной системой как таковой, а предстает индустриально развитым в экономическом отношении обществом, которое в полной мере обладало структурной политической и социальной дифференциацией. Вследствие чего в отношении Украины некоторые исследователи предпочитают говорить, прежде всего, о трансформации и реальном переходе от авторитарно-тоталитарной модели к демократической.
В рамках такого подхода политическое развитие украинского общества является в большей степени демократическим транзитом, который лишь частично сопровождается модернизацией в аспектах постоянного расширения включенности в политическую жизнь социальных групп, становлением рациональной политической бюрократии и модернизаторской элиты, а также внедрением современных рыночных отношений и распространением индивидуалистических ценностей в пику доминирующему в советский период коллективизму.
В этих направлениях исторически процесс модернизации в Украине – это вторичная (неорганическая) модернизация, что обусловлено своеобразием государственного процесса в Украине, который характеризуется переходом от колониального статуса к самостоятельному независимому государству, от тоталитарного (командно-административного) способа управления обществом к демократическому. Разрыв между ожиданиями населения от трансформации (модернизации) и реалиями привел к так называемому кризисному синдрому модернизации, который является весьма частным спутником этого процесса.
Условия его протекания характеризуются коррупцией, неразвитостью информационного общества, диспропорциями в экономике, слабостью конкуренции и в экономике, и в политике, потому особую актуальность на современном этапе приобретает необходимость обеспечения политической стабильности в украинском обществе. Обеспечение взаимосвязи, диалога между властью и обществом во всех вопросах позволит сохранить веру народа в идеалы демократии и необходимость демократического транзита. Государство и правящая элита должны стремиться к обеспечению формирования политического режима, который отвечает потребностям украинского общества и не противоречит ценностям политической культуры украинского народа.
Крайне важно учитывать украинские национальные особенности, конкретную ситуацию в стране и творчески использовать разнообразный опыт модернизации других обществ. Без этого трансформационные, модернизационные процессы в украинском обществе будут по-прежнему оцениваться неоднозначно: на фоне реальной демократизации - продолжение разрушения социальной инфраструктуры, увеличения числа девиаций, моральная деградация.