Марксизм и политика
В середине XIX в. развивается марксизм-теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям. Его основоположники - Карл Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895 ) - связали свое учение с интересами рабочего класса - самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.
Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:
- доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций;
- считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;
- мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;
- необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;
- для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;
- центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;
- чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, партия должна проводить решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками. (Маркс и Энгельс вели борьбу с II.Прудоном, Л. Лассалем, М. Бакуниным. Ленин с меньшевиками. Сталин с троцкистами, «националистами» и др.);
Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально-политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места:
- абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями;
- использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований;
- преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическимив развитии общественной жизни;
- нетерпимость к инакомыслию;
- отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.
Реформизм и социал-демократия
Реформизм и социал-демократия. Уже в конце XIX в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткой теории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. Первые проявления этих взглядов имело место при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса: в 1879 г. лидеры немецкой социал-демократии К. Хехберг и Э. Бернштейн выступили со статьей "Ретроспективное обозрение социал-демократического движения в Германии". В ней авторы предложили отказаться от исключительно пролетарского характера партии, от революционных методов борьбы, так как это отталкивает от партии все возрастающие слои мелкой и средней буржуазии и интеллигенции.
Наиболее полно эти новые идеи, названные ортодоксальными марксистами "ревизионистскими", "оппортунистически" (соглашательскими) изложил Э. Бернштейн (1850-1932), редактор органа немецких социал-демократов "Социал-демократ", в книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии". Он считал, что в новых условиях конца XIX в. экономическая борьба пролетариата, ведущаяся профсоюзным движением в легальных формах, и прежде всего - в парламенте, может предотвратить обнищание пролетариата, смягчить противоречия между трудом и капиталом.
Подобные взгляды разделял и видный деятель II Интернационала Карл Каутский (1854-1938, хотя вначале и выступил с критикой Э. Бернштейна с позиций ортодоксального марксизма. В известной полемике с В.И. Лениным он подчеркивал позитивные функции института государства как органа, управляющего экономическими механизмами и гарантирующего гражданский мир на основе демократического политического консенсуса. За свои взгляды, и прежде всего за отказ от "революционной диктатуры пролетариата", К. Каутский был заклеймен как "ренегат" и в течении более 70 лет советский читатель был избавлен интересных работ известного теоретика марксизма и политика.
Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего - представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества.
Что касается идеи социализма, то социал-демократы рассматривали ее в основном как определенный морально-этический принцип, реализующийся исключительно эволюционным путем в процессе постепенного созревания цивилизованных материальных и духовных основ общественной жизни, развития демократии прежде всего. Наиболее выдающиеся социал-демократы второй половины XX в - У. Пальме (Швеция), В. Брандт [ФРГ]. Ф. Гонсалес (Испания).
Ленинизм (Марксизм в России).
В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась новая социально политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед пролетарским движением, в ее восточной части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) не только полностью воспринял марксизм, но и поставил цель осуществить его главную идею на практике. Он также дальше развивает эту теорию приминительно к специфическим условиям многонациональной полуазиатской России и практически сформулировал политическую доктрину марксизма. Ее основные положения:
- вслед за К. Марксом В. Ленин подчеркнул, что в центре марксистской политической доктрины находится вопрос о классовой борьбе;
- Ленин тесно связал марксизм с идеологией;
- Ленин сформулировал концепцию социалистической революции и сделал вывод о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране (Маркс и Энгельс считали, что революция должна произойти одновременно во всех развитых европейских странах);
- разработал и воплотил в жизнь концепцию авангардной политической партии - партии профессиональных революционеров, четко направленной на завоевание политической власти;
- разрабатывая марксистскую концепцию государства диктатуры пролетариата;
- В. Ленин большое внимание уделял разработке национального вопроса, положив в основу его разрешения в многонациональной стране положение о праве наций на самоопределение (На практике советские республики превратились в марионеточные образования, в которых все больше набирал темпы процесс денационализации).
Эти основные элементы ленинской политической доктрины, сформированные, в основном, до революции, стали основой практического преобразования общества - эксперимента, начавшегося в 1917 г. и продолжавшегося более 70 лет. Одна из характернейших черт политической жизни страны после Октября - сосредоточение всей политической жизни в руках авангарда партии, которая, чем дальше, тем больше бюрократизировалась, контролируя всю систему общества путем разветвленной сети номенклатуры.
Террор против явных и воображаемых "врагов революции", широкомасштабные преследования различных слоев населения по классовому признаку (дворянство, предприниматели, купечество, духовенство, интеллигенция и др.) сопровождали уже первые шаги советской власти. Организованное насилие стало главным средством разрешения сначала политических, а затем и экономических, социальных и культурных проблем. В.И. Ленин открыто выступал за использование насилия и массового террора уже после победы Октября, объясняя его применение необходимостьюукрепления власти.
Так называемый ленинский этап в развитии марксизма закончился в конце 20-х годов идеологизацией марксизма, в результате которой сталинизм стал "единственно правильной" доктриной: канонизированные постулаты марксизма приобрели характер веры, исключительного права на истину, а развитие идей начало рассматриваться как отступничество, ревизионизм. Насилие, которое пытались оправдать чрезвычайными обстоятельствами в период революции и гражданской войны, теперь стало универсальным средством реализации политических и социальных целей. Сталинизм максимально использовал увлечение русских революционеров радикализмом, когда во имя идеи считалось возможным приносить в жертву все, начиная с культуры и заканчивая жизнью людей.
В результате утверждения насилия, опиравшегося на беззаконие, происходит превращение партии в самостоятельный орган диктатуры. Возникла диктатура партийно-государственного аппарата, новой бюрократии, которая правила, прикрываясь рабочим классом.
В большинстве стран, которые пошли по пути осуществления марксистских идей,характерно: расправа над политическими оппонентами; преследование граждан, принадлежащих к различным социальным категориям и считавшихся враждебно настроенными к установленному строю; ликвидировалось независимое крестьянство; массовая депортация и насильственное переселение; преследование семей - жертв режима; подавление личности и подчинение ее интересов государственным: существование в замкнутом, изолированном мире.
Современное общественно-политическое развитие подтвердило несостоятельность марксистских политических концепций, о чем свидетельствует распад социалистической системы, международного коммунистического движения.