Социал-демократия
Социал-демократия, как одно из направлений социалистической идеологии, возникла в конце XIХ в. в недрах марксизма и в своем развитии прошла три этапа.
Развитие и становление социал-демократии
На первом этапе (80-е – 90-е годы XIХ в.) большая часть социал-демократических партий были объединены во ІІ Интернационале, созданном Ф. Энгельсом в 1889 г. и разделяла основные марксистские принципы относительно революционного пути перехода к социализму, насильственных форм преобразования общественных отношений и роли диктатуры пролетариата в этих процессах. Но уже в конце XIХ – начале ХХ в.в. начинается критическое переосмысление марксистской теории, связанное с именами известных деятелей немецкого рабочего движения Ф. Лассаля (1825-1864), Э. Бернштейна (1850-1932) и К. Каутского (1854-1938) - именно они и считаются родоначальниками социал-демократии.
Ф. Лассаль выдвинул положение о возможности мирного перехода к социализму на основе всеобщего избирательного права (что противоречило марксистскому положению о роли революции), а также рассматривал государство как институт, стоящий над классами (что шло вразрез с марксистским положением о государстве как аппарате насилия одного класса над другим). Э. Бернштейн и К. Каунтский стали агитировать против таких марксистских положений, как классовая борьба, социальная революция и диктатура пролетариата (в издававшихся ими газетах "Социал-демократ" и "Нойецайт").
Второй этап в развитии социал-демократической мысли (первая треть ХХ в.) – очень сложный. В начале ХХ в. происходит раскол социал-демократии на три течения: правое (оппортунистическое - "соглашательское"), левое (революционное) и центристское (колебавшееся между "правыми" и "левыми"). Этот раскол был выражени организационно: в 1919 г. "левые", возглавляемые Лениным, создали Коммунистический Интернационал (1919-1943) – его иногда называют ІІІ Интернационалом; "правые" в 1920 г. провозгласили о возрождении ІІ Интернационала (практически прекратившего свою деятельность в годы І мировой войны). В 1923 г. была сделана попытка объединения "правых" и "центристов" созданием Рабочего Социалистического Интернационала (РСИ).
Однако деятельность социал-демократических партий в сложных социально-политических условиях в период между двумя мировыми войнами не была развернута, а в 1940 г. РСИ прекратил свое существование (после оккупации фашистами Брюсселя, где располагалась штаб-квартира РСИ).
Третий этап относится к послевоенному времени. На этом этапе завершается формирование социал-демократической доктрины, что в значительной мере связано с деятельностью Социнтерна, восстановленного в 1951 г. на международном конгрессе, состоявшемся во Франкфурте-на-Майне. В принятой на этом конгрессе Франкфуртскойдекларации Социнтерна открыто заявлено об отказе от марксизма, как идейно-теоретической основы рабочего движения и переходе к реформизму.
Наиболее полная современная интерпретация социал-демократической идеологии содержится в выдвинутой Социнтерном концепции "демократического социализма" (термин ввел К. Каутский), которая, как декларировалось в принятой первой программе, должна стать основой для преобразования капиталистического общества в социалистическое. В 1989г. в Стокгольме, принят новый программный документ - "Декларация принципов", в котором содержится попытка раскрыть смысл концепции демократического социализма.
Основные черты социал-демократии
Характерные черты социал-демократической доктрины, которая воплощена в концепции демократического социализма:
- социализм – общественной строй, который достигается нев результате классовой борьбы и революционной ликвидации капитализма, а путем реформ;
- в экономической сфере – сохранение частной собственности и функционирование других форм собственности, т.е. поддержка идеи смешанной экономики;
- государственное регулирование экономикой;
- национализация крупнейших компаний;
- самоуправление рабочих коллективов и фермеров;
- участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики;
- участие трудящихся в принятии решений на уровне компаний и предприятий;
- разработка и поддержание социальных программ, направленных на обеспечение роста среднего класса, достижения высшего уровня политической, социальной, экономической свободы, социального равенства и справедливости, особенно в сфере образования, здравоохранения, культуры и информации;
- в международном плане – разработка и поддержание программ, обеспечивающих стабильность в мире.
Как следует из основополагающих документов Социнтерна, демократический социализма – это "общественная модель, которая на базе парламентской демократии и правового государствапостепенно шаг за шагом устраняет недостатки и классовую разобщенность, осуществляет демократию в государстве, экономике и обществе ….. равно как и личную и духовную свободу и тем самым завоевывает и охраняет свои ценности: свободу, справедливость и солидарность."
Современная Социал-демократия
На современном этапе социал-демократическая идеология - одна из трех наиболее влиятельных: она объединяет партии этой направленности в более, чем ста государствах мира. Наибольший успех социал-демократия достигла в странах Западной и Северной Европы , всему миру известны имена Вилли Брандта (председатель Социнтерна, федеральный канцлер ФРГ в 1969-1974 г.г.), Улофа Пальме (премьер-министр Швеции в 1969-1976 г.г. и 1982-1986 г.г.), Франсуа Миттерана (президента Франции в 1981-1995 г.г.), Фелипе Гонсалеса (первый секретарь Испанской социалистической рабочей партии, возглавивший испанское правительство в 1982 - 1996 г.г. ) и др.
Социал-демократы создали свою организационную структуру в Европарламенте – Социалистическая группа европейского парламента (СГЕП). По результатам выборов в этот орган стран Евросоюза с конца 79-х годов СГЕП является самой многочисленной. Выработав общую позицию по многим политическим и экономическим вопросам, они реально влияют на развитие Европы и мира.
Социалистические идеи разделяют и партии других направлений: "зеленые" (входившие в коалиционное правительство ФРГ до 2006г., возглавляемое социал-демократом Г. Шредером); христианские партии, проповедующие идею избавления трудящихся от эксплуатации и бедности путем морально-религиозного самоусовершенствования, сохранения частной собственности и осуждения классовой борьбы и социальных революций