ГлавнаяПолитология (русский)Политическая мысль в Украине в нач. ХХ ст

Политическая мысль в Украине в нач. ХХ ст

Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ценностей, проявляются новые общественно-политические движения и концепции. В 20—30-е годы позиции народно-демократического направления, господствующего в XIX в., заметно ослабевают, но на его основе получает дальнейшее развитие либерализм, формированию которого положил начало М. Драгоманов, а также национал-демократия и консерватизм. Появляются альтернативные движения — интегральный национализм и национал-коммунизм. Наиболее активная разработка новых политических доктрин относится к 20-м годам и связана с таким именами, как В. Вернадский, В. Липинский, Н. Михновский, Д. Донцов, Н. Хвылевой, В. Винниченко. Многие исследователи считают, что после них политическая мысль в Украине не имела ярких личностей.
Либерализм. В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. "триумфально шествовал", в Украине либеральные идеи не получили столь успешного распространения и не приобрели окончательного оформления. В значительной степени это связано с господствующим политическим режимом, жестоко подавляющим любые проявления освободительного движения, вследствие чего имело место засилье и популярность радикальных течений (то ли в форме русского революционизма, то ли украинского народничества, национализма и т.п.)
Можно выделить три этапа в распространении либерализма в Украине. Начало первому было положено М. Драгомановым, который во второй половине XIX в. попытался соединить западные либеральные идеи с социальными и национальными. Второй этап связан с деятельностью, главным образом научно-культурной интеллигенции, представителей российского либерального течения в Украине в конце XIX - начале XX в.в. Распространению либерального мировоззрения способствовали, кроме М. Драгоманова, М.Ковалевский (1851-1916), историк, юрист, социолог, академик Петербургской АН, Б. Кистякивскии (1863-1920), профессор Киевского университета, М. Туган-Барановский (1865-1919), экономист, историк, министр финансов Центральной Рады, академик УАН, А. Крымский (1871-1942), филолог-славист, академик УАН, один из ее фундаторов, В. Вернадский (1863-1945), всемирно известный ученый, основоположник геохимии, биохимии, радиогеологии, профессор Московского университета, академик Петербургской АН ( с 1912г.), академик УАН и ее первый президент.
Восприятие либеральной доктрины в Украине не было целостным (в силу вышеуказанных причин и др.), а частично усвоенные либеральные идеи находили отражение, в других течениях — народно-демократическом, национал-демократическом, консервативном. Украинские общественно-политические деятели и ученые не оставили и специальных исследований, посвященных либерализму. Исключение представляют лишь работы Б. Кистякивского: "Государство правовое и социалистическое", " Социальные науки и право", " и др. В целом в Украинской общественно-политической мысли прослеживаются политические, социально-экономические, правовые и этические постулаты либерализма. Главные из них:
— политические: существование демократического государства возможно лишь в условиях политической свободы, которая трактуется как совокупность конституционно закрепленных прав граждан (М. Ковалевский, Б. Кистяковский);
децентрализация государства как способ ограничения государственной власти и предоставление гарантий существованию местного самоуправления (М. Драгоманов);
— социально-экономические: признание частной собственности на средства производства как основы развития общества (М. Туган - Барановский);
— правовые: признание верховенства права в общественной жизни, взаимосвязь права и свободы ( Б. Кистякивский);
— этико-гуманистические: в соотношении " человек-общество - государство" "человек" является высшей ценностью, независимо от социального статуса конкретной личности (характерно для большинства вышеназванных мыслителей); популяризация этических основ политической деятельности, связь политики и морали (М. Драгоманов: "Чисте діло потребує чистих засобів."); приоритет общечеловеческих ценностей над социально-классовыми, национальными, необходимость рационального устройства общественной жизни (учение В. Вернадского о ноосфере как сфере человеческого разума и гармонии человека и окружающей природы). В вопросе национально-государственном большинство украинских либералов оставалось индеферентными к проблеме построения суверенной национальной державы, искренне веря в возможность осуществления национальных устремлений народа и защите конституционных принципов в рамках обновленной и демократизированной России. Семидесятилетняя история советского режима показала утопичность этих устремлений и глубоко похоронила либеральные идеи.
Третий этап распространения либеральных идей в Украине относится к 70-90-м годам XX века. В 70-х годах либеральная традиция получила развитие в движении украинских диссидентов и проявилась в правозащитной деятельности и программных документах Украинской Хельсинской группы, которая подняла вопрос о нарушении прав и свобод личности в СССР и о политической независимости Украины (В. Черновол, Е. Сверстюк, В. Стус, и др.).
Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "Ukraina Irredanta".
В начале XX в. национально-демократические идеи развиваются и в Приднепровье. В 1900 г. в восточной Украине была создана первая политическая партия — Революционная украинская партия (РУП), объявившая своей целью борьбу за национальную независимость и социальную революцию. Политическим кредо этой партии стала работа харьковского юриста (бывшего "тарасовца") Николая Михновского (1873 - 1924) "Самостійна Україна". Эта работа является этапной в развитии украинской политической мысли, так как в ней утверждается: "... государственная самостоятельность (самостійність) есть главное условие существования наций, а государственная независимость есть национальный идеал в сфере межнациональных отношений". Относительно Украины ставится задача борьбы за "одну, єдину, нероздільну, вільну, самостійну Україну від rip Карпатських аж по Кавказькі". Однако, националистическое требование "Украина для Украинцев" и стремление к насильственному пути достижения провозглашенных целей вызвало критику других членов партии и привело к ее расколу. "Самостійна Україна" - первый в истории украинской политической мысли радикальный документ, в котором декларировалась готовность силой бороться за восстановление утраченной государственности и обосновывалась законность, опираясь на международное право, выхода Украины из союза с царской Россией, так как "московские правители не придерживались заключенных соглашений и первыми нарушили их".
Дальнейшее развитие национально-демократической идеологи связано с событиями 1917-1918 г.г., когда на ее позиции переходят деятели, разделявшие социалистические взгляды, а затем эволюционизировали от федералистских принципов к идеям национально-государственной независимости (С. Петлюра, А. Шульгин, Е. Чикаленко и др.) Процесс перехода от политических взглядов умеренного социал-федералистского (либерального) течения к национал-демократическому можно проследить на примере Евгения Чикаленко, одного из лидеров Украинской демократически-либеральной партии (УДЛП). В программе партии важное место занимала национальная идея, а разрешение национального вопроса предлагалось путем реформирования России в федеративное государство и тем самым достичь автономии для Украины. Его программа радикализируется под влиянием исторических событий, связанных со свержением самодержавия и гражданской войной. Подводя итог ходу национально-освободительного движения, Е. Чикаленко в статье "Где выход?" (1920) делает вывод: "Мы уже увидели и Россию царскую, и Россию Керенского, и большевистскую и знаем, что "москалі" все одинаковые нейтралисты-империалисты, как и поляки". Таким образом он потерял веру в возможность построения федеральной России и перешел на позиции "самостійників"
Национально-демократическая идеология получила научное обоснование в работах С. Днистрянского, В. Старосольского и др. С. Днистрянскии (1870-1935) - профессор права Львовского университета, затем работал на руководящей работе в научно-исследовательских и педагогических учреждениях европейских столиц, редактор ряда научных изданий, украинский правовед с европейским именем. Главные его работы — "Общая наука права и политики", "Новое государство", "Взгляд на теорию права и политики", "Новые проекты украинской конституции", опубликованные в, основном, в первой половине 20-х годов. В. Старосольский (1878-1942), известный львовский адвокат, государственный деятель УНР, один из основателей "Сичевых стрельцов". Его главные работы: "Теория нации", "Государство и политическое право", "Общественно-политические движения и их носители".
Основные постулаты национально-демократической доктрины: обоснование права украинского народа на самоопределение в границах своей этнической территории; признание национальной идеи и психологии основой бытия и сущности нации; демократический политический режим и республиканская форма правления — основа политического строя украинской нации.
Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. Первый памятник консервативной мысли в Украине — сочинение "История Русов" (приблизительно 1818-1822 г.г.), авторство и год до сих пор не установлены. Написанное с глубокой любовью к Украине, произведение особенно прославляло и романтизировало казацкое прошлое. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и др.
В XX в. консерватизм формируется как политико-идеологическая концепция, что в значительной степени было обусловлено существованием Гетманата П. Скоропадского. Концептуальная разработка консервативной доктрины связана прежде всего с именем В. Липинского — самого влиятельного и оригинального украинского мыслителя после М. Драгоманова.
Основные работы: "Україна на переломі. 1657-1659", "Замітки до історії українського державного будівництва в XVII ст.". "Релігія i церква в історії України", "Листи до братів-хліборобів. Про ідею i організацію українського монархізму". Отождествив понятия "нация" и "государство". Липинский снял проблему консолидации современной украинской нации, заменив ее проблемой создания государства независимой, трудовой и легитимной (правовой) монархии английского образца. По его мнению, для консолидации нации, деморализованной бюрократической Россией, для образования независимого государства необходима сильная власть в руках одного человека. Опираясь на опыт гетманско-казацкого периода, Липинский считал самой пригодной для Украины формой государственной власти наследственную монархию во главе с гетманом, который возглавлял бы государственную оборону и через кабинет министров - государственную администрацию. Власть гетмана должна быть ограничена двумя законодательными палатами: низшая - съезд Советов территорий и высшая - Трудовая рада, соответственно защищающих интересы отдельных земель и интересы труда.
Основным условием реализации идеи украинской государственности В. Липинский считал единство всех граждан Украины, независимо от национальности, конфессии, социально-классовых различий через выработку территориального, гражданского патриотизма (в отличие от широко распространенного тогда этнического патриотизма).
Важное место в концепции Липинского занимает проблема "ведущего слоя" (аристократии): "Без национальной аристократии, без сильных и авторитетных проводников и организаторов нации в ее тяжелой борьбе нет и не может быть нации". Но при этом он не видел в аристократии замкнутую касту, а считал, что это активное меньшинство, объединяющее лучших и самых активных представителей всех классов. Заслуживает внимания и взгляд Липинского на взаимоотношения с Россией. Отвергая российский образец государственности, как неподходящий для Украины, он в то же время подчеркивал необходимость тесного военного и экономического союза России, Украины и Белоруссии как суверенных государств, что объяснял географическим положением, общим историческим прошлым, а также общими экономическими интересами. "Политический союз с Белоруссией и Великороссией - это категорический императив внешней политики нашего будущего государства", - писал Липинский.
В то же время он подчеркивал, что в государственном строительстве надо опираться на собственные силы. Символично звучат сегодня слова Липннского: ”Ніхто нам не збудує держави, коли ми сами її не збудуємо, i ніхто з нас не зробить нації, коли ми сами нацією не схочемо бути".
Хотя концепция "трудовой монархии" оказалась бесперспективной, но многие идеи, относящиеся к государственному строительству Украины, сохраняют свое значение и в наши дни. Существенным и оригинальным является вклад Липинского в общую политологию, особенно в теорию элит, политической культуры, гражданского общества и др.
Интегральный национализм. Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью. В его развитии можно выделить три этапа: 1. ранний (романтический национализм — начало XX в.), связан с Н. Михновским; 2. классический (20-30-е годы) представлен Д. Донцовым; 3. современный (60 - 90-е годы), не имеет ярких представителей, отражен в деятельности различных немногочисленных националистических организаций и партий (О. Тягылбок).
Предтечей интегрального национализма можно считать Н. Михневского, взгляды которого соединяли идеи независимости и веру в социалистический строй как единственно возможный путь для Украины. В русле консервативной традиции он ставил задачу-минимум — восстановление исторического легитимизма и возвращение к условиям Переяславской Рады 1654 г. Разрешение задачи-максимум — достижение полной независимости — он видел в преодолении главного недостатка украинского освободительного движения: - "брак националізму серед широкого загалу"; движущей силой национальной революции обозначил новую ("четвертую") украинскую интеллигенцию. Михновский выдвинул и лозунг "Украина для украинцев", что стало неотъемлемым признаком интегрального национализма.
Вера в нацию как высшую общественную ценность достигла гиперболизированных размеров в идеологических постулатах Д. Донцова, который является классиком интегрального национализма.
Дмитрий Донцов (1883-1973), выразитель правого националистического крыла украинской политической мысли, начал политическую деятельность как член УСДРП (Украинской социал-демократической рабочей партии), затем сотрудничал с П. Скоропадским; в 1921г. эмигрировал во Львов; после Второй мировой войны преподавал в университете в Монреале. В своих взглядах он прошел значительную эволюцию - от левого, ортодоксального марксистского социализма до субъективного идеализма, иррационализма, волюнтаризма и даже мистицизма. Политическая и идеологическая концепция наиболее четко изложена Донцовым в работе "Национализм" (1926), в которой он попытался изложить основы нового украинского национализма XX в. В отличие от Липинского, в центре внимания Донцова не государство, а нация, являющаяся необходимым условием образования государства. Созданию нации как сознательной общественной, культурной и политической единицы служит национализм как мировоззрение и его кредо не в "оторванных положениях интернационализма, космополитизма, социализма, гуманизма, а лишь в тайниках национальной психики, в потребностях нации, в ее иррациональной воле к жизни и господству". Главный фактор, определяющий "интегральный национализм" Донцова - волевой (а не интеллектуальный, разумный). Сердцевиной мировоззрения нации, считал он, должна стать ее воля "к разрастанию, ... к власти, к господству".
Важные элементы концепции Донцова - "творческое насилие" как метод и "инициативное меньшинство" как субъекты его реализации. Он считал, что "инициативное меньшинство" - это группа, мобилизующая народ на борьбу за идею, но чтобы обеспечить победу в этой борьбе, она должна применить "творческое насилие", что означало утверждение авторитарной системы. Резкой критике националистические взгляды Донцова подверг В. Винниченко, оценивая их как фашистские, враждебные украинскому народу и относит данный тип национализма к разновидностям тоталитаризма.
На современном этапе идеи интегрального национализма отражены в программах и деятельности некоторых крайне правых националистических группировок и партий (КУН, Всеукраинское объединение «Свобода», «Братство Д. Корчинского» и др.). Однако в современных условиях происходит его "демократизация", пересмотр многих постулатов, считавшихся долгие годы незыблемыми.
Украинский национал-коммунизм. Представители этого общественно - политического направления, в отличие от консерваторов-монархистов и националистов, искали путь национально-государственного возрождения на основе социалистических преобразований. Его появление связано, с одной стороны, со слабостью, незрелостью и расколом украинского демократического движения в начале XX ст., с другой стороны — с начатой большевиками в 1923 г. "украинизацией", породившей среди украинских левых надежду, что возможно решить украинские национальные и государственные проблемы, опираясь на советскую власть и большевистскую партию. Самыми известными представителями этого направления были В. Винниченко, Н. Хвылевой, Н. Скрыпник, А. Шумский.
Как самобытный мыслитель вошел в историю украинской общественно - политической мысли Владимир Винниченко (1889-1951) — сын чабана, убежденный социалист, активный член Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), первый председатель правительства УНР (Генерального секретариата Центральной Рады), известный на Западе писатель и драматург. В определении национально - государственных форм он руководствовался прежде всего интересами строительства социализма, но его политические взгляды прошли определенную эволюцию. В 1917г. Винниченко видел решение украинской проблемы в рамках "федерации российской республики" и участия в ней Украины "как родного с другими государственного тела". Причем, он подчеркивал, что готов отказаться от любых национально-политических форм, если они вредят социализму. Однако большевистская Россия во главе с В. Лениным отказалась сотрудничать с «националистом», и В. Винниченко вынужден был эммигрировать. Несколько лет спустя, уже в эмиграции, он издает трехтомное сочинение "Возрождение нации" (1920), в котором анализирует уроки неудавшейся революции. В нем он приходит к выводу, "...что наилучшим способом развития каждой нации является государственность...Нация без государственности есть искалеченный человеческий коллективный организм". Но и теперь он оставался верным своим социалистическим идеалам, подчеркивая, что возрождение украинской государственности должно происходить "в гармонии с социальным освобождением".
Следует подчеркнуть, что В. Винниченко был автором тезиса - "честность з собою" и пытался достичь почти невозможного - моральной политики. Таким он пытался быть и в годы революции, и позже, когда отказался сотрудничать с фашистами в оккупированной Франции и был брошен в концлагерь.
На основе социалистических преобразований стремился разрешить проблему национального возрождения и Николай Хвылевой (1893-1933), коммунист, видный деятель советской Украины 20-х - начала 30-х годов, стремившийся придать коммунистической идеологии национальное содержание. В ряде памфлетов 1925-1926 г.г. ("Камо грядеши", "Мысли против течения", "Украина или Малороссия"), исходя из того, что Украина стала обычным географическим понятием, провинцией Москвы не только в географическом, но и в психологическом смысле , он ставит задачу , чтобы украинцы стали национально сознательными. Важнейшим средством для решения этой задачи он считал духовно-культурологическое возрождение Украины, что ярко выразилось в лозунге "Даешь культурный ренессанс!" В вопросе об ориентации культуры он обращал взгляд на Европу, подчеркивая, что "Европа - это опыт многих веков грандиозной цивилизации. Европа - это Гете, Дарвин, Байрон, Ньютон, Маркс и т.д.". В Европе он видел образ человека-гражданина, творца высоких общественных, политических ценностей, способствующих освобождению украинского человека от рабства и провинциальности и формированию мировоззрения сознательных украинцев и своей национальной культуры.
Интересны мысли Хвылевого о двух Россиях, писавшего, что, как коммунист, он за Россию "краснопресненских районов". Октябрьской революции, центра мирового и российского коммунизма. Но он, русский по национальности, писатель, эстет, руководитель, ВАПЛИТЕ, видел и другую Россию - "российского мещанина, которому в печенках сидит эта украинизация, который мечтает о "вольном городе Одессе" и который со "скрежетом зубовным" изучает этот "собачий язык...". От такой Москвы он призывал "Геть". Такие взгляды противоречили ортодоксальным принципам марксизма, и в условиях укоренившейся сталинской диктатуры Хвылевой в 1933 году трагически погиб – застрелился.
В начале 30-х годов, с установлением в СССР тоталитаризма, были окончательно задушены ростки относительно свободной политической мысли, а политология как наука развивалась только в зарубежных научных центрах. С распадом СССР и провозглашением независимости Украины сложились условия для интенсивного философско-политического осмысления как пройденного пути, так и для разработки основных политологических концепций современности.