Политическая мысль средних веков (теологическая концепция)
Особенность политической мысли средневековья - ее богословская трактовка.Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о Превосходстведуховногомиранадматериальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм. Успешно превратив утонченные идеалы философов в легкоусваиваемые догматы, христианство стало господствующей религией в средневековой Европе, наложив свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и политической. Но развитие знаний о политике не остановилось.
Один из основоположников христианской политической теории - Аврелий Августин (354-430 г.г.), епископ Гиппонский (Северная Африка). В своем основном трактате "О граде Божьем'', написанном под впечатлением о взятии Рима ордами Алариха в 410 г, Августин выдвинул учение о двух градах - божественном и человеческом. Разделив мир на "град небесный'' (происходящий от Авеля), природа которого божественна и вечна, и "град земной" (происходящий от Каина), Августин видит их неизбежное взаимодействие. Сводя воедино священную и мировую историю, он ставит проблему обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и Человека.
Доминиканский монах Фома Аквинский (1225/26-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло.
Специфика томисткой онтологии (учение о бытии) - своеобразный индивидуализм: в мире Фомы постоянно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.
Опираясь на эти теолого-философские представления, Аквинский пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по его мнению - моральная ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях, а политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.
Как Аристотель и Цицерон, Ф. Аквинский идеальной формой правления считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, а народ служит гарантом мира и согласия.
И Августин и Аквинский обосновывали верховенство церкви над светской властью, призывая светскую власть безжалостно карать еретиков, выступающих против единства церкви. Таким образом гуманистическое в своей сущности учение великих философов-моралистов в социально - политическом плане стало теоретической базой для оправдания инквизиции.
Христианское правосознание поднимало политическую мысль на новый уровень: оно явилось источником индивидуальной морали, утверждая, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самоценность. Вместе с тем христианство учило воспринимать власть как великое бремя ответственности.
Политическая практика в средневековой Европе развивалась двумя путями. Первый связан с формированием авторитарной королевской власти государств - Франции, Англии, Испании и др.). Второй путь связан с формированием абсолютистских монархий (деспотий) восточного типа, которые возникали на территории восточных провинций бывшей Римской империи и прежде всего представлен феноменом Византии. (После ее завоевания турками-османами в 1453 г. эта традиция была продолжена Московским великим княжеством, а затем Российской империей).
Византийский тип власти формируется в течении IV - VII в.в. Ее характерная черта - доминирование централизованной власти, что сближало Византию с Востоком. Особенно большую роль играл государственный аппарат с его разветвленной системой бюрократии. Хотя государственный строй Византии по своей форме значительно отличался от государственного строя восточных монархий, подобие состояло в абсолютизации власти монарха. При отсутствии каких-либо представительных учреждений государственный аппарат, с его развитой бюрократией, являясь опорой власти, стал самой консервативной частью общества.
Формирование западноевропейского типа правления связано с Франкским королевством и государством Каролингов, основателем которого был Карл Великий (768-814 г.г.) Его характерная черта - авторитарная королевская власть, опирающаяся на Совет королевства. В Западной Европе, наряду с дальнейшей централизацией и ростом абсолютизма, начался процесс постепенного ограничения королевской власти. Такими ограничительными сословными представительными учреждениями стали кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии.
Во всех этих институтах были представлены, кроме феодалов и духовенства, горожане и даже крестьяне. В 1215г. английский король Иоан Безземельный был вынужден принять Великую хартию вольностей, которая в определенной степени ограничивала власть короля и предоставляла важные права гражданам. Так статьи 41 и 42 предусматривали право свободного въезда и выезда для свободных англичан. Статья 39 гласила: "Ни один свободный человек не может быть арестован или заключен в тюрьму или лишен имущества... не иначе, как но закону страны". Хотя в целом Великая хартия — противоречивый документ, но безусловно, что нею был заложен первый "камень" будущего правового государства.
Выразителем новых отношений в Европе стало так называемое Магдебургское право, регулировавшее социально-экономическую и политическую жизнь городов. Это право было получено вследствие борьбы городов против феодалов (сеньоров) за свою независимость. (Во Франции города, добившиеся самоуправления, получили название городов-коммун). Магдебургское право гарантировало местное самоуправление, налоговый и судебный иммунитет, право собственности на землю, льготы относительно ремесла и торговли, освобождало от феодальных повинностей. Оно устанавливало порядок избрания власти города, ее функции, основные нормы гражданского и уголовного права.
Магдебургское право сформировалось в конце XII - в начале XIII в. в немецком городе Магдебурге, а на протяжении XIII в. распространилось на города Чехии, Венгрии, Польши, Литвы, а отсюда - и на украинские и белорусские города. Первыми на Украине получили Магдебургское право города Галицко-Волынского княжества (Львов получил его в 1356 г.)