Внешняя политика государства как отображение его национальных интересов: сущность, виды. Национальные интересы Украины
Реализуя свои внешнеполитические функции, каждое государство проводит определенную политику за пределами своей страны на международной арене. Внешняя политика государства – это комплекс действий, направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом, защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений. Внешняя политика государства связана с внутренней, и в каждой конкретной ситуации приоритет внутренней или внешней политики определятся отдельно, хотя обычно внутренняя политика является приоритетной и именно она определяет внешнюю политику, так как ради внутренних интересов проводится внешняя политика.
Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный потенциалы государства; их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на отдельных направлениях, создает иерархию приоритетов в постановке и реализации целей внешней политики. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств государств при международных организациях или членство в них. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание средств и методов внешнеполитической деятельности, осуществлять регулярный обмен информацией, визитами на разных уровнях, заключать договора, по разным вопросам.
Внешняя политика государства определяется множеством детерминант, включая уровень общественно-политического, социально-экономического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности и т.д. В переложении на внешнюю политику эти факторы фокусируются в концепции национального интереса и содержание внешней политики определяется тем, что каждое национальное государство на международной арене стремится реализовать свой интерес. И хотя внешняя политика большинства государств в различные эпохи в значительной степени определялась тем, что теперь называют национальным интересом, само понятие «национальный интерес» вошло в научный оборот только в первой половине ХХ века.
Национальные интересы государства
Среди основоположников разработки этого термина принято рассматривать американских ученых Р.Нибура, Ч.Бирда, Г.Моргентау. Концепция национального интереса, несмотря на свою достаточную разработанность, до сего времени остается категорией абстрактной и субъективной, так как ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в определенном обществе и государстве. Национальные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями государства, уровнем экономического развития страны, ее места в мировом сообществе, национально-культурными традициями. Формирование национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данной страны. Потому национальные интересы не могут существовать независимо от сознания их носителей, они имеют тесную взаимосвязь с идентичностью конкретной нации.
Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данным характеристикам они подразделяются на жизненно важные (главные) и второстепенные; постоянные и переменные; долгосрочные и конъюнктурные. Жизненно важные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами; местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его потенциалом, престижем, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность каждой из преследуемых им целей, способность реализовать ихзависит от многих факторов, но арсенал средств обеспечения интересов неизменен на протяжении веков: политические, экономические, дипломатические, военные.
Главной составляющей национального интереса является императив самосохранения государства, который дополняется вопросами безопасности от внешней угрозы, защиты экономических и политических позиций государства в отношениях с другими государствами, расширения влияния государства в мировой политике.
Реализуя свои национальные интересы, государства действуют на международной арене по-разному. Сегодня политическая наука выделяет четыре основных вида внешней политики:
- агрессивная политика, проявляется в стремлении расширить свое влияниеи разрешить внутренние проблемы средствами внешней политики. Лидеры государств, реализующих такую политику, используют агрессивные экспансионистские методы;
- консервативная политика, разновидность характерная для бывших «великих» государств, империй, которая основана на желании сохранить свое влияние на международной арене и ранее достигнутое положение без учета изменившейся расстановки сил и реального потенциала;
- активная политика основывается на балансе между внутренней и внешней деятельностью государства, когда оно в целом успешно выступает в роли субъекта международных отношений, защищая свои интересы;
- пассивная политика свойственна «слабым» государствам, которые не обладают необходимой для отстаивания свого суверенитета потенциалом, потому вынуждены отказываться от части свого суверенитета в угоду более «сильных» соседей либо покровителей. Эти страны приспосабливаются к международной среде с целью выживания в сложившихся обстоятельствах.
На протяжении истории человечества политические лидеры апеллировали к национальным интересам для оправдания выбранной ими политики. И сегодня национальные интересы – важная движущая сила в политике каждой страны. На основе национальных интересов должна строиться и внутренняя и внешняя политика. Они служат сохранению нации как единого целого. Потому понимание нацией своих национальных интересов актуальная проблема для любого общества. В этом контексте следует подчеркнуть, что современная политическая наука рассматривает все существующие государства, как государства-нации, т.е. общества с полиэтнической общностью, которая формируется исторически и люди осознают себя гражданами определенного государства, независимо от этнической принадлежности, понимая под национальным интересом, жизненно важные для всей общности цели.
Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной общности к объединению на основе общей культуры, языка, семейных, религиозных, моральных, этических традиций, обычаев, на основе общей политической системы и общей политики. В этом ключе национальный интерес можно определить как отношения сохранения и преумножения тех ценностей, которые являются самыми важными для существования данной общности и государства.
В современных условиях большинство государств заявляют о стремлении к обеспечению национальной безопасности, сотрудничеству с другими государствами и созданию благоприятный условий для разрешения внутренних проблем, росту общего потенциала государства, повышения международного престижа своей страны. Эти задачи определяют как составляющие национальных интересов, по сути они подчинены гарантии национальной безопасности, которая в таком понимании рассматривается как наивысший приоритет среди национальных интересов.
Рассматривая национальный интерес в качестве движущего фактора международной политики, следует помнить, что таковым являются реальные, национальные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и потому важным аспектом внешнего выражения национальных интересов, внешней политики государства является их признание другими государствами.
Непризнанные национальные интересы воспринимаются другими странами как покушение на их национальные интересы, как выражение агрессивности и нестабильности в политике (вспомните отношение мирового сообщества к вводу советских войск в Афганистан). Каждое государство имеет на международной арене свой национальный интерес, который состоит в гарантии государственной безопасности, внутренней стабильности, экономическом прогрессе, благоприятного внешнего окружения, создания позитивного международного имиджа и столкновение этих интересов порождает конфликты.
В тоже время на международной арене конфликты могут быть вызваны ложно понятыми и превратно сформулированными национальными интересами или соображениями национальной безопасности и об этом следует помнить. По сути определение национального интереса позволяет понять, что движет государством в его деятельности на международной арене и позволяет спрогнозировать развитие отношений между странами.
Для определения национальных интересов Украины следует принять во внимание экономические, исторические, социально-политические, географические факторы. Национальный интерес предстает интегральным выражением интересов всех членов общества, которые реализуются через политическую систему, поэтому украинские национальные интересы – объединяющий фактор существования в украинском государстве представителей различных этнических групп, которые связывают улучшение условий своей социальной, политической, культурной жизни с украинским государством.
В структуре национальных интересов Украины можно выделить постоянные – базовые и временные – промежуточные интересы. Как постоянные интересы можно рассматривать утверждение и развитие независимого украинского демократического государства, защита его суверенитета, сохранение стабильности в обществе и государстве, сохранение территориальной целостности и неприкосновенности границ, стабильное экономическое и политическое развитие для повышения благосостояния народа Украины, защита прав и интересов граждан Украины заграницей, оказание им помощи в соответствии с международным правом.
Большинство исследователей предлагает рассматривать основные национальные интересы Украины как стратегические задачи внешней политики Украины, которые позволяют определить основные функции внешней политики украинского государства:
- гарантии национальной безопасности Украины;
- создание условий для развития национальной экономики;
- обеспечение научно-технического прогресса в Украине;
На современном этапе для Украины национальные интересы сконцентрированы в необходимости рационального государственного строительства и демократической трансформации общественных отношений. В этих условиях государство, опираясь на систему национальных интересов, призвано преодолеть кризис, обеспечить развитие и поддержку социально-культурного и духовного возрождения украинского общества, обеспечить эффективное функционирование политической системы в условиях стабильности, социального согласия и благоприятных международных условиях при соблюдении коллективной безопасности.