Проблемы демократии, государства и политических отношений в общественной мысли второй половины XIX в. – начала XX в
Кирилло-мефодиевская программа стала платформой украинского национально-освободительного движения на несколько последующих десятилетий (вплоть до 1917).
После отмены крепостного права, в 60-90-е годы, в условиях довольно быстрого развития буржуазных отношений усиливается и культурно-просветительское движение, формируются различные направления либерально-демократической мысли. Самые яркие представители демократического движения этого периода - С. Подолинский, А. Терлецкий, М. Драгоманов, И. Франко, Леся Украинка.
Один из основателей либерально-демократической мысли в Украине - Михаил Драгоманов (1841-1895) - сын гадяцкого помещика, выпускник Киевского университета, затем - приват-доцент на кафедре всеобщей истории, историк публицист, этнограф, фольклорист, литературовед. Он же - член тайной "украинской громады", организатор первых воскресных школ для безграмотных.*
М. Драгоманов наследовал и дальше развил народно-демократические идеи Кирилло-мефодиевского братства; значительное влияние на формирование его взглядов оказали русские революционные демократы (A.I. Герцен, Н.Г. Чернышевский, и др.), а также западноевропейские социалисты. Ряд исследований ученого отражают разработанную им систему взглядов на власть, государство, право ("Старые хартии вольностей", "Либерализм и земство в России", "Вольный Союз - вольное объединение" и др.). Он выступил против принципа централизации государства, считая, что она задерживает национальное развитие, суживает права личности, ведет к росту власти аппарата. Лучшей формой государства он считал федерацию, которая может образоваться в результате децентрализации в управлении государством, а в этом процессе должны играть самостоятельные, автономные образования снизу: сельские и городские общины, волости и области. Его концепция федеративного устройства была высоко оценена, но положенный в основу территориальный принцип воспринимается по-разному.
Политическую программу Драгоманов сформулировал в разработанном им проекте Конституции - "Вольный Союз - вольное объединение" (1885). Провозгласив политическую свободу как главную цель, М. Драгоманов предложил демократично организованную систему общества, в котором интересы государства не противоречили бы интересам народов, его населяющих, и интересам каждого человека. Главная мысль Драгоманова заключалась в том, что "не народы существуют для государства, а государства для народов".
Социально-политическая концепция ученого обусловила и его взгляд на национальный вопрос, который он рассматривает в ряде работ: "Пропащее время", "Предисловие" (к "Громаде"), "Шевченко, украинофилы и социализм", "Историческая Польша и великорусская демократия", "Комические мысли об украинском национальном деле ", "Письма в Надднепровскую Украину". Отдавая предпочтение в общественном развитии социально - политическим и культурным факторам, Драгоманов считал, что разрешение национального вопроса возможно на основе политических свобод в рамках автономно-федеративного строя без государственного отделения. ("Украинский сепаратизм — не наша вера” — писал он ). Разработанная на основе этой концепции программа обеспечения интересов Украины включала: 1) Конституционно-правовую реорганизацию России, подчеркивая, что "только совместными усилиями всех образованных народов можно преодолеть русский царизм, а сеять национальную ненависть - значит, собственно, отдалять час смерти того государственного состояния, от которого терпят все народы России". 2) Федерализацию России и Австро-Венгрии. 3) Предоставление прав самоуправления для отдельных национальностей и обеспечение свободного развития украинской культуры.
Таким образом твердо придерживаясь федералистских позиций, М. Драгоманов не выступал за отделение Украины от России , а считал необходимым общими усилиями реорганизовать Российскую империю в свободную конфедерацию свободных регионов, в рамках которых и обеспечивается национально-культурное развитие. В то же время он признавал, что в целом украинцы под российским правлением больше потеряли, чем нашли ("Втрачена епоха") и с болью писал: "Освічені українці, як правило, трудяться для всіх, тільки не для України i її народу". Являясь глубоким патриотом, М. Драгоманов горячо призывал украинскую интеллигенцию "поклястися co6i не кидати українську справу".
Влияние социалистических идей на общественно-политические взгляды Драгоманова обнаруживается во многих вопросах и особенно сказалось при разработке Конституции будущего общества, но следует подчеркнуть, что его социализм не был ортодоксальным, революционным. Так путь достижения светлых социалистических идеалов, по мнению Драгоманова, не восстания, потому что они "делаются от горячей крови", они могут "начинать будить общественный разум, могут кончать старые порядки", но "сделать новые порядки, да еще и общественные и хозяйственные, само восстание не может".
Определяя место М. Драгоманова в истории украинской общественно - политической мысли, есть все основания полагать, что он был основоположником украинской политологии, т.к. проблемы власти, политики, общественного и государственного устройства были выведены из узкого крута групп, обществ и т.п. и в его трудах стали предметом научного исследования. Драгоманову принадлежит также заслуга в поднятии "украинского вопроса" до европейского уровня. Вынужденный в 1876 г. оставить Киевский университет и эмигрировать (после известного "эмского указа" Александра ii, он продолжает активную общественно - политическую и научную деятельность за границей, ознакомив широкую европейскую и мировую общественность с культурой украинского народа, его политическим положением.
Оригинальным мыслителем был Иван Франко (1856-1916) - поэт, публицист, философ, общественно-политический деятель. В его огромнейшем литературном и научном наследии (более 3000 литературных произведений и научных работ !) можно выделить четыре группы проблем, привлекавших его внимание: крестьянская (или аграрная), рабочая, национальная, общие проблемы, определяющие общественное развитие, проблемы права и политической жизни европейского общества того времени.
На формирование его взглядов решающее значение имел Т.Г. Шевченко, благодаря которому у него выработалось негативное отношение к политической системе Российской империи, к тому положению, в котором находился украинский народ в условиях социального и национального угнетения. Великий поэт высоко ценил вклад прогрессивных деятелей в культуру, особенно А. Герцена и Н. Чернышевского, хорошо знал европейскую культуру. Интересовался он и марксизмом, глубоко изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, а некоторые их работы перевел на украинский язык. Их идеи оказали свое влияние на формирование его мировоззрения, но великий поэт и мыслитель воспринимал их не безоглядно, подвергал острой критике ряд положений, гениально предвидел негативные последствия некоторых марксистских постулатов. Это можно рассмотреть на проблеме рабочего класса. Принимая близко к сердцу его проблемы и пытаясь найти научные пути их решения, И. Франко не принял основную марксистскую доктрину об исторической миссии пролетариата как могильщика капитализма. К решению этой проблемы он подходил с позиции "рабочих", к которым он относил всех трудящихся, в том числе - крестьян, интеллигенцию, "мелких мастеров", "мелких собственников". Не разделял он и идеи диктатуры пролетариата как орудия свершения социалистических преобразований. Критикуя марксистские взгляды относительно государства, Франко гениально предвидел: "Всевластие коммунистического государства, обозначенное во всех 10 точках Коммунистического Манифеста, на практике означало бы триумф новой бюрократии над обществом, над всей его материальной и духовной жизнью".
Большое внимание уделял И. Франко решению национального вопроса. Для него будущая Украина - это развитая, высококультурная нация Европы. Он придавал большое значение развитию культуры, подчеркивая особое значение языка: "Для успешного развития необходимы институты национальные и прежде всего национальный язык, без которого воспитание народа не может иметь желаемого прогресса".
Свое собственное отношение к социализму и социал-демократии имела выдающаяся представительница украинской культуры Леся Украинка (1871-1913), которая с 90-х годов начала знакомиться с марксистской и социалистической литературой, заботилась о ее переводе на украинский язык. Она интересовалась деятельностью многих партий, но не считала ни одну из них соответствующей ее убеждениям. Некоторые партии и их деятелей подвергала острой критике за ограниченный национализм, а социал-демократические партии России и Украины - за игнорирование национального вопроса или недостаточное внимание к нему. Отстаивая право народа на революционную борьбу против угнетателей, Л. Украинка выступила против учения Л.Н. Толстого "о непротивлении злу насилием".
Поддерживая активную революционную борьбу трудящихся против угнетателей, писательница вместе с тем не признавала террор как метод борьбы. На ее взгляд террор - бесперспективная дорога, так как на место одного правителя приходит другой. В драме "Фуфин и Присцила" это выражено следующим образом: "каждый Брут новому Цезарю дорогу проложил". Как и И. Франко, она осуждала как красный, так и белый террор времен Французской революции. Разделяя мысли о необходимости интернационального единства трудящихся в борьбе за свои права, Л. Украинка подчеркивала, что это единство должно строиться на равноправной основе для всех наций.
Интересны мысли поэтессы о путях развития социализма: он не может быть результатом пропаганды, а является следствием развития самого капиталистического общества, путем тяжелого и длительного эволюционного пути рода человеческого. Горячая патриотка мечтала об объединении всех украинских земель, но не в составе Российской империи, где, говорила она, нет хотя бы какой-нибудь, пусть не идеальной политической свободы.
Выдающееся место в истории украинской культуры и науки конца XIX - первой трети XX в.в. занимал М.С. Грушевский (1866-1934), историк, основатель Национально-демократической партии Галиции и Товарищества украинских "поступовцев", творец основ украинской государственности, первый президент Украины, академик Всеукраинской Академии наук, автор более чем двух тысяч работ. Народно-демократическая традиция, возникшая на начальной фазе украинского национально-освободительного движения и пронизывающая всю общественно-политическую мысль Украины XIX ст., получила свое завершение в разработанной концепции Украинской державности. Сам М.С. Грушевский подчеркивал, что он "был воспитан в строгих традициях радикального украинского народничества, ведущего свою идеологию от кирилло-мефодиевских братчиков". Во взглядах на государство он продолжал линию кирилло-мефодиевцев и Драгоманова, разделяя их автономно-федералистскую доктрину, которая, по его мнению, наиболее полно отвечала интересам свободной личности. Автономно-федералистических взглядов он продолжал придерживаться и в то время, когда возглавлял Центральную Раду Украины, надеясь на честную и справедливую федерацию с Россией. Только упорное нежелание большевиков признать автономию Украины в составе Российской федерации заставило его пойти на принятие IV универсала, провозгласившего суверенитет УHP (эта нерешительность стоила и ему лично, и украинскому народу очень дорого).
Важное значение имела постановка вопроса о роли государства, в решении которого он исходил из того, соответствовала ли оно или нет потребностям народа. Как историк, он раскрыл этот вопрос на примере Древнерусского государства. Разоблачив норманскую теорию, он показал, что возникло наше государство на родной почве и из внутренних потребностей народа.
М. Грушевский, отказавшись от ориентации на классовую борьбу, разработал свою схему исторического развития Украины, в основе которой - украинская государственная идея: период, предшествующий образованию Киевского государства; эпоха государственной жизни (Киевская Русь); литовско-польская эпоха; казацкая эпоха; упадок казачества и украинской жизни; украинское возрождение.
Ученый также выработал собственные взгляды и по национальному вопросу. В них наблюдается эволюция от поддержки идеи федеративных форм организации государственной жизни до реализации идеи национальной независимости. Так, в статье "Освобождение России и украинский вопрос" (1907) он выступает за национально-культурную автономию в рамках "единой и неделимой", так как "народность для своего развития не нуждается непременно в политической самостоятельности". Под влиянием реалий, особенно событий 1917-1918 г.г., М. Грушевский приходит к выводу о необходимости для Украинского народа суверенитета. Эту идею он обосновывает в сборнике статей "На пороге новой Украины". Таким образом М. Грушевскому принадлежит заслуга разработки концепции украинской державности как научного (а не идеологического) обоснования правомерности украинского народа иметь свое государство. Причем, государственная самостоятельность не фетишизируется, а понимается как необходимый способ для достижения главной цели — "блага народа и каждого гражданина".