ГлавнаяПолитология (русский)Возрожденческие и просветительские идеи в украинскойв общественно-политической мысли XVI - XVIII ст

Возрожденческие и просветительские идеи в украинскойв общественно-политической мысли XVI - XVIII ст

Ссередины XIV ст. в результате различных факторов, (ипрежде всего татаро-монгольского нашествия, совпавшего с периодом феодальной раздробленности - закономерным этапом в истории всех раннефеодальных государств), Украина потеряла свою государственность, а к концу XVI ст. фактически все ее земли были захвачены соседними государствами. После Люблинской унии 1569 г. между Польшей и Литвой большая часть украинских земель оказалась в составе Речи Посполитой. Закарпатская Украина принадлежала Венгрии, Буковина - Румынии, Черниговщина находилась в составе Московского государства, на южных рубежах хозяйничали татаро-турецкие орды. В таких условиях перед украинским народом стала историческая задача - самосохранение в условиях чужеземной экспансии. С этого времени красной нитью через всю украинскую общественно-политическую мысль проходит идея защиты национальной ментальности, борьбы за воссоединение своих земель, за восстановление государственности, без чего никакой народ не может реализовать себя, занять достойное место в истории.

В этот период в Украине появляется плеяда выдающихся государственных деятелей, полководцев, дипломатов, ученых, деятельность которых обогатила общественно-политическую мысль новыми идеями и концепциями, раскрывая путь для решения исторических задач, стоящих перед народом.

XV - XVI в.в. в Европе - это период кризиса феодализма, зарождения и утверждения новых буржуазных отношений, создающих предпосылки для преодоления феодальной раздробленности и формирования наций и национальных государств. В это время получает широкое распространение новое общественно-политическое и культурное движение - гуманизм, отрицающий многие феодально-теократические постулаты и ориентирующийся на Античность (отсюда название эпохи - Возрождение). В отличие от средневекового мировоззрения, в основе которого был Бог, гуманисты выдвинули идею антропоцентризма, согласно которой человек - центр и высшая цель Космоса (отсюда - гуманизм: в переводе с греческого homo, homonis - человек, человечность). Вместо аскетических постулатов о греховности тела и земной жизни провозглашается право человека на удовлетворение земных потребностей, наслаждений, утверждается идея свободы личности, справедливого общественного строя. Остро обсуждаются и научно исследуются проблемы государства и права, формы и методы управления, суверенитет государства и границы его власти над личностью.

Все эти проблемы имели актуальное значение и для Украины, где в условиях чужеземного господства не только идет наступление на духовные ценности народа (ополячивание, окатоличивание), но и усиливается социальный гнет (увеличиваются феодальные поборы, попытки закрепощения крестьян).

Гуманистические идеи развивают украинские политики, философы, богословы. Среди наиболее выдающихся украинских гуманистов были Юрий Дрогобыч, Павло Русин из Кросно, Шимон Шимонович, Станислав Ориховский. Опираясь на работы древнейших мыслителей, выдающихся европейских государственных деятелей,историков, они высказали весьма интересные идеи во многих сферах культуры, в том числе и политической, в некоторых случаях опередив мысли европейских просветителей XVII - XVIII в.в. Большинство из них получили образование в европейских университетах, писали трактаты, занимались книгопечатанием, а некоторые занимали высокие посты в правительствах Польши и Литвы.

Самая выдающаяся фигура восточнославянского Возрождения - Станислав Ориховский - Роксолан (1513-1566). Родился он в с. Ореховнице Перемышльского округа в семье мелкого польского шляхтича, женившегося на русинке (украинке), дочери русинского священника, которая в качестве приданного принесла ему село Ореховницу. Мать, по его признанию, сумела воспитать у него любовь к своему народу и понимание его интересов. Позже в своих трудах он писал, что считает себя принадлежащим к "русинскому народу польского государства".

В середине века, в эпоху феодальной раздробленностисуществовал патриотизм отдельного Города (Флоренция для Данте, Петрарки). И только в эпоху Возрождения, в условиях формирования буржуазных отношений и возникновения наций развивается патриотизм нации, государства (Макиавелли). Именно такой патриотизм был свойственен украинским гуманистам. Так С. Ориховский, обращаясь к польскому королю, писал: "Я - украинец (русин), горжусь этим и говорю об этом прямо". Хотя он писал свои труды на латинском языке, как и вся образованная Европа в то время, это никак не мешает считать его польским и украинским общественно-политическим деятелем.

С.Ориховский получил прекрасное образование в лучших университетах Европы - Краковском, Венском, Виттенбергском, Падуанском, Болонском; усовершенствовал свои знания в Венеции, Риме, Лейпциге, где сотрудничал с деятелями европейской реформации и гуманистами. После 17-летнего пребывания за границей возвратился на Родину, где принял активное участие в гуманистическом движении. Его имя, как и имена других гуманистов, было хорошо известно в образованных кругах Европы.

В своих научных трудах С.Ориховский рассматривал проблемы происхождения государства, взаимоотношения его с церковью, вопросы права, закона, морали с просветительских позиций. Он сделал важный шаг к освобождению политической науки от теологии, выступив против мысли о происхождении власти и государства от Бога, против подчинения светской власти духовной, за невмешательство церкви в государственные дела. Верховным субъектом власти, считал ученый, должен быть король, выступающий как глава законодательной и судебной власти, а церковная власть должна решать только свои, теологические вопросы. Отрицая божественное происхождение государства, С. Ориховский в вопросе о его генезисе близко подошел к идее общественного договора: основой происхождения государства является воля людей и природный инстинкт к общественной жизни. Государство, по его мнению, должно иметь ряд обязанностей относительно граждан, среди которых - гарантия права и собственности каждого индивида. (Следует обратить внимание, что эти идеи мыслитель высказал за столетие до появления работ Т. Гоббса и Д. Локка).

Ведя полемику со средневековыми мыслителями о происхождении государства, С. Ориховский, опираясь на достижения античной мысли, приступил к разработке идеи естественного права в работе "О природном праве". Эта же идея развивается и в сочинении "Рекомендации польскому королю Сигизмунду Августу", советником которого он был, где он писал, что главная обязанность короля - заботиться о своих подданных, быть стражем и воином. Гарантом существования и развития государства является закон, которому должны подчиняться все, даже короли. Закон, считает мыслитель - душа и ум свободного королевства и его правитель молчаливый, слепой, глухой, а король - лишь язык, глаза и уши закона, и всегда должен поступать так, как велит закон.

Безусловно, ни Ориховский, ни другие гуманисты не могли и не ставили в тех социально политических условиях вопрос об украинской государственности. Они делали возможное - защищали права человека, способствуя становлению политического сознания украинской народности. В отличие от XIV - XV в., когда население Галицкой Руси, Волыни, Киевщины, Подола мыслили себя представителями именно этих земель, в XVI в. начался процесс становления украинства не регионального (территориального), а сознания целой народности.