Плюрализм политический концепций ХІХ – началаХХ в.в
Французская буржуазная революция XVIII в. и Промышленный переворот (т.е. замена мануфактурного производства машинной индустрией) - два фактора, определившие социально-политическоеразвитие европейской цивилизации в XIX в., характеризующееся утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности. Этот процесс шел параллельно с процессом формирования новых политических и правовых систем жизнедеятельности общества. Наряду с дальнейшей углубленной разработкой основных идей, выдвинутых на предшествующем этапе, происходит становление и утверждение таких важнейших направлений политической теории и практики, как либерализм, консерватизм и социализм, которые остаются главнейшими и на современном этапе.
Консерватизм наиболее известный представитель консервативного, направления - Э. Берк (1729 - 1797). Он резко критически относился к теории естественных прав: для него государство - не изобретение человеческого разума, а результат естественной эволюции. Главная цель государства – «охранять порядок и закон». Основное положение его теории - социальная и политическая стабильность (отсюда и название от лат. consеrvation - сохранение. Свои политические взгляды Берк изложил в книге "Размышления о французской революции" (1790), которая сразу поставила автора в авангард защитников европейской контрреволюции. В его оценке французская революция - это преступление, так как произошел разрыв с прошлым, нарушился традиционный порядок. Он стал реформатором, но считал, что самые результативные реформы - лишь на пути эволюционного развития. В современной литературе Берк считается "пророком английской консервативной традиции".
Либеральные концепции политики. В ХIХ в. основным направлением в политической идеологии стал либерализм (от лат. Liberales - свободный ), который предполагает: в экономике - свободу от феодально-сословной зависимости и от запретов для капиталистической инициативы; в политике -свободу собраний и создание организаций независимых собственников, в духовной - свобода мысли, мировоззрения. Общепризнанные черты либерализма как политической доктрины следующие: оптимистическая вера в прогресс, в возможность постоянного усовершенствования самих людей и общественных систем; индивидуализм, т.е. примат личности, ее интересов над обществом; свобода совести, слова, экономическая свобода, объединений и т.п.; принцип частной собственности как основа свободного общества; ограничение функций государства: ограничение власти госаппарата, т.е. такая его организация, которая не мешала бы свободам и активности граждан; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Хотя родоначальником либерализма остается Д.Локк, заслуга обоснования либерализма как течения общественно- политической мысли принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724-1804) (был профессором Кенигсберского университета - Восточная Пруссия). Свои взгляды на либерализм как единственно разумной платформе общественного устройства Кант обосновал в таких работах, как "Идеи всеобщей истории", "К вечному миру", "Метафизика обычаев" и др. Принципы концепции Канта сформировались под влиянием просветительских идей и школы естественного права, которая отстаивала индивидуализм. Главное в его концепции - утверждение, что личность - главная ценность. Человек, по его мнению, не является средством для достижения даже самых благородных планов, он - субъект морального сознания и в корне отличается от окружающей природы и в своем поведении должен руководствоваться велением морального закона. Этот закон - априорный, он не подлежит никакому внешнему влиянию и поэтому безусловный (Кант назвал его "категорический императив").Вучении Канта подчеркивается преимущество морали над политикой. Философ выделил "максимы", приводящие к аморальной политике, к которым он относил захваты чужих территорий и поиск оправдания этого, а также действия по принципу "разделяй и властвуй". Политику он рассматривал как гармонию средства и цели.
Важное место проблемы государства, права, власти, гражданского общества занимают в социальной философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), наиболее полно изложенные в его "Философии права". Гегель разработал учение о свободной воле, которое соотносится с правом и представлено в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора, учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.Гегельявляется родоначальникомтеории о гражданском обществе, которое является второй (после семьи) ступенькой в развитии "нравственной субстанции" и рассматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Рассматривая гражданское общество как результат насильственного или добровольного объединения многих семей в нацию, Гегель изображал его как триаду, включающую три элемента. Важнейший из них - "система потребностей" и удовлетворение потребности индивида в работе, а уже через работу - удовлетворение всех других потребностей. Он ввел в политическую науку размежевание понятий "гражданское общество" и "государство". Основой гражданского общества Гегель рассматривал групповые интересы, а путь к единству общества - согласование различных интересов с помощью группового представительства в верховных органах власти, в которых реализуется общая цель корпоративных устремлений - подчинение общим интересам общества. Таким образом государство трактуется как организация, являющаяся основой гражданского общества и разрешающая противоречия между его членами.
Гегель был противником того, чтобы все управление обществом осуществлялось только сверху и с центра и считал, что оно должно исходить снизу, с общин, корпораций и т.д. В работе "Конституция Германии" разработано важное положение гегелевской политической концепции: "Народ - основа государства".