Общественно-политическая мысль в к. XVIII – первой половине XIX вв
На рубеже XVIII-XIX вв. в украинской политической мысли господствуют просветительские идеи, основанные на теории общественного договора, естественного равенства и свободы всех людей. В условиях потери украинской автономии эти идеи приобретали национальную ориентацию. На формирование украинской общественно-политической мысли в этот период оказало значительное влияние западноевропейское и американское просветельство, политические идеи декабристов, но основной почвой была социально-политическая ситуация в Украине конца XVIII - первой трети XIX вв. Отмена гетманства (1764 г.), уничтожение Запорожской Сечи (1775 г.) юридическое оформление крепостного права на Левобережье и Слобожанщине (1783г.), прекращение действия Магдебургского права (1831 г.) - все это превратило Украину в бесправную колонию российской империи, потерявшую и свое название: Левобережье стали называть Малороссией, Правобережье - Юго-Западным Краем, а южную Украину - Новороссией. В условиях потери остатков автономии и усиления феодально-монархического пресса просветительские идеи приобретали антикрепостническую и антисамодержавную направленность и национальную ориентацию. Активными творцами просветительства в Украине были: Я. Козельский (1728 - 1794 гг.), В. Капнист (1758 - 1823гг.), В. Каразин (1773 - 1842гг.), П. Лодий (1764 - 1829 гг.), В. Лукашевич (1783 - 1866 гг.)1 и др., которые, критикуя тиранию и крепостничество с просветительских позиций, одновременно выступали защитниками государственных традиций Украины.
Анализ взглядов просветителей свидетельствует, что они развивались в русле общеевропейского общественно-политического процесса и в то же время в них отражались особенности социально - политической жизни Украины данного периода. Очень важным достижением была разработка светского, "юридического мировоззрения", в центре которого находился человек как самоцель, а личная свобода и юридическое равенство считались необходимой основой свободного развития личности, что было вызовом господствующим феодально-крепостническим отношениям.
На рубеже XVIII-XIX вв. появилось сочинение — "История русов", глубоко патриотическое произведение, рассказывающее об истории Украины с древнейших времен до 1769г. (точная дата и авторство до сих пор не установлены). Впервые издана только в 1846г., но на протяжении предшествующих четырех десятилетий работа имела широкое распространение в рукописи, за пользование которой платили очень дорого. На этот труд опирались К. Рылеев и А. Пушкин, Н. Гоголь и Т. Шевченко и многие другие писатели, ученые XIX в. Чем же была вызвана такая популярность "подпольного" рукописного произведения? Прежде всего автор ярко рисует картину исторического развития Украины, особое внимание уделяя Козаччине, Хмельниччине, Гетьманщине, подчеркивая, мужество казачества в борьбе за свободу своей отчизны. Книгу пронизывает идея автономизма, протеста против национального угнетения. Пророчески прозвучали слова полковника Полуботка, высказанные Петру I: "Повергать народы в рабство и владеть рабами и невольниками есть дело Азиатского тирана, а не Христианского монарха... Я знаю, что нас ждут оковы и мрачные темницы, где уморят нас голодом и притеснением, по обычаю Московскому; но пока еще жив, говорю тебе истину, о Государь, что воздаси ты непременно отчет перед царем всех царей, Всемогущим Богом, за погибель нашу и всего народа".
Обосновывая право украинского народа на свободу и государственность, автор "Истории Русов" опирается на концепцию "естественных прав" и "общественного договора". Общая концепция автора состоит в том, что Украина заключила договор с Россией добровольно, а так как последняя постоянно нарушает Переяславские соглашения, то украинский народ имеет право не считать их вечными и должен добиваться своей свободы.
Конечно, это произведение носит печать своего времени и не все в нем может быть принято с точки зрения современной науки,* но оценивая его место в истории украинской культуры, необходимо подчеркнуть, что "История Русов" - первая политическая история Украины, положившая начало новому общественному течению в украинском национальном Возрождении. Оно начинается в конце XVIIIв. с проявления интереса к культуре украинского народа - его языку, песне, истории, обычаям и пр. Писатели, поэты, публицисты, этнографы (так называемые украинофилы) видели в Возрождении только культурный аспект. Второе течение связано с деятельностью декабристов, поставивших социально-политические проблемы, но даже декабристы-украинцы видели их разрешение как системных, общероссийских и полагали, что украинские вопросы как частные разрешаться в общероссийском русле. (Известно, что Южное общество, в котором значительная часть членов были украинцами, вело переговоры с Польшей об автономии, в случае присоединения к их движению, но украинская проблема даже не ставилась). "История Русов" положила начало третьему течению, поставившему вопрос о государственной независимости Украины. Эта идея получила дальнейшее развитие в программе Кирило-Мефодиевцев, а во второй половине XIX - начале XX вв. эволюционизировала к национальному радикализму.