Национальна идеякак фактор политического развития в современном мире.Становление украинской нации
Известный американский историкРичардПайпс (профессор Гарвардского университета)назвалХХ ст.эпохой национализма,амодернойформойсуществования динамичногои эффективногообщества – национальное государство европейского типа(Англия, Франция, Швеция и др). Именно эти народы европейского континента, заложившие основы своей национальной государственности еще в XVI - XVIII ст., являютсясамыми успешными в современном мире, что подтверждает: национальное государство – важнейший инструмент в решении социально-экономических, политических и духовных проблем каждого народа. (Следует обратить внимание, что самая важная международная организация, созданная после разгрома фашистской Германии-ОрганизацияОбъединенныхНаций).
Преимущество этой западноевропейскойнациональной формы государственности способствовали ее распространению и в других регионах.Выдающиеся деятели украинской культуры (Т.Шевченко,И.Франко, Л.Украинка, Д.Чижевский, С.Липинскийидр.)неоднократно подчеркивали: основная идея украинства – державотворча: создание украинского независимого государства. ТакВ.Липинский писал:«…без державинемає нації, атількинарод в етнічному сенсі… Без власної української держави не може бути нації. А без української націїне може бути на український землі людського громадського життя.»
Попроблеме формирования украинской нации существуют разные точки зрения, но бесспорным является признание того факта, что современная украинская нация, как и демократическая государственность, находятся в процессе становления и на этом длительном и сложном пути выделяется несколько этапов. Первый относится к Киевской Руси, когда были сформированы основные этнокультурные черты нашего народа, а в период Галицко-Волынского княжества начался процесс нациогенеза украинцев путем инкорпорации, характерным для более развитых государств тогдашней Европы. Второй этап относится к литовско-польскому периоду (XI V - первая половина ХVII в.в.), прервавшему этот начавшийся процесс, но в противоборстве украинского народа иноземным культурным влияниям была заложена духовная основа будущей национально-освободительной борьбы (1648-1654гг), в результате которой была создана козацко-гетьманская держава, Третий этап - козацко-гетьманский (1654-1764гг.), положивший начало национально-государственному развитию Украины, прерванному отменой Екатериной ІІ гетьманства в 1764г. Четвертый этап - Х1Х-начало XX вв. связан с развитием капитализма и формированием широкого культурно-национального движения, а затем и политического, приведшего к образованию Украинского государства в 1917-1921гг., прерван победой большевиков в ходе гражданской войны и установлением советской власти. Пятый этап - советский. В этот период процессы национально-государственного развития были осложнены тоталитарной системой, сопровождались огромными потерями в культурной и социальной сфере. И все же и это время характеризуется определенными достижениями: и прежде всего это объединение украинских земель в одном государстве, принятие Украины в ООН, существование института государства (хотя и формальное). Современный этап, начавшийся с обретением независимости и его главнейшая задача - завершение процесса национально-государственного строительства, насчитывающего многовековую историю.На этом этапе главная проблема - выбор пути формирования современной украинской нации, способного гармонизироватъ сложную сферу этнических, социально-классовых и религиозных отношений. В настоящее время предметом острых споров являются две концепции - территориальная и экстерриториальная. Первая предполагает формирование нации на основе территориально-гражданского принципа, игнорируя приоритетность в этом вопросе коренного украинского этноса. Но такой путь формирования нации характерен для стран, на территории которых не было коренного этноса и они формировались на политической основе (США, Швейцария, Канада). Для Украины более подходит этно-территориальная концепция, предусматривающая формирование украинской нации на основе синтеза территориально-гражданских и этнических принципов. Территориалльно-гражданский принцип предполагает, что в состав украинской нации включаются как представители коренного украинского этноса, так и национальных меньшин - граждан Украины, которым предоставляется право на образование национально-культурных автономий. Этнический принцип этой концепции заключается в признании права украинского народа, как коренного, на самоопределение, т.е. национальная идентификация осуществляется на основе главных этнокультурных ценностей украинского народа, что определяет название государства, традиционную символику, язык и др.
Процесс формирования современной украинской нации может быть успешным лишь на основе консолидации различных социальных групп, что требует радикальных реформ во всех сферах-экономической, политической, правовой, этнокультурной:
- реформирование экономики на основе дальнейшего развития свободных рыночных отношений радикально меняет социальную структуру, что объективно способствует формированию национального единства;
- политическая реформа должна создать сбалансированную модель государственной власти, противостоящую превращению высших государственных органов в арену постоянного противостояния разных социальных и политических сил;
- создание эффективной правовой системы содействует национальной интеграции, что, безусловно ускоряет и процесс национального самоопределения;
- реформирование системы образования и науки создаст стимулы для высококвалифицированного труда, способствует его престижу, а значит и престижу нации, а формирование общей гражданской культуры, органично сочетающей исторические ценности украинского народа с ценностями национальныхменьшин, сплотит все общество.
Безусловно, важнейший фактор в процессе формирования современной украинской нации - консолидация различных социальных групп вокруг национальной идеи в ее главных аспектах - политико-государственном, экономическом и этнокультурном.Дискуссии о ее сущности ведутся более десятка лет, но, к сожалению, эта проблема так и остается дискуссионной, а Украина так и не имеет национальной идеи .Оченьважно,чтобыв процессепрактического разрешения задач национально-государственного строительства идеи национального возрождения объединяли не только представителей коренной нации, а и все этносоциальные группы страны. В этой связи особое значение в процессе консолидации всего общества должна сыгратьвыработка национальной идеи,которую разделяло бы большинство населения страны. Национальная идея должна выступать как внутренний фактор нации, как деятельный участник политической жизни. Ее формирование имеет глубокие исторические корни и особенно этот процесс интенсифицировался после обретения Украиной независимости, К сожалению, этот процесс все еще не завершен и сегодня можно говорить о ее главных составляющих.Прежде всего национальная идея включает стремление к идеальному обустройству нации во всех сферах - хозяйственной, социальной, духовной и культурной, но высшим ее проявлением является понимание главной политической цели - построение независимого государства, без чего проблематично решение всех других вопросов. Именно идея возрождения национальной государственности пронизывает все творчество Т.Шевченко, И.Франко, к этому приходит и М.Грушевский после неудачи осуществить государственное строительство на основе федерации с Россией. Опираясь на глубинные исторические корни, можно сказать, что принципиально составляющими ее элементами являются такие ценности, как гуманизм, человечность, цивилизованность, государственный патриотизм, демократизм и др. Это наглядно проявилось в определении патриотизма выдающимся украинским политологом и общественным деятелем В.Липинским. Быть украинским патриотом, по его мнению, «це бажати всіма силами своєї душі створення людського, державного ы політичного співжиття людей, що живуть на Українській землі, а не мріяти про утоплення в Дніпрі більшості своїх же земляків».
Необходимой составляющей украинской национальной идеи должно стать понимание нации не в узко этническом значении, а в широком политическом толковании как общности, объединяющей всех граждан Украины, уважающих ее национальные ценности и национальные интересы. Национальная идея не должна вести к самоизоляции нации, а, наоборот, отражая право нации на самоопределение и независимость, должна исходить из включенности ее во всечеловеческую общность и ориентироваться в своей практической деятельности на общечеловеческие ценности. Именно это, надо полагать, имел в виду М.Грушевский, говоря о необходимости „творити не тільки вільну і незалежну Україну, а Велику Україну. Велику не за теріторією, а велику саме соціально-моральними вартостями". Именно в этом двуединстве - утверждении независимой государственности и верности общечеловеческим гуманистическим принципам - и должен заключаться главный смысл украинской национальной идеи. Важный подход в определении национальной идеи предложил Г. Кривчик, подчеркнув ее консолидирующую суть на основе совокупности политических принципов, лозунгов и символов, которые воспринимаются большинством населения страны, независимо от национальности или принадлежности к социальному слою.
Идут поиски в других направлениях. В частности «конкурентоспособность Украины как национальная идея» выдвинута Ю.Полунеевым и поддержана Б. Гаврилишином. В ситуации, когда ни язык, ни культура не стали пока мобилизирующими силами, достижение экономической, политической и социальной конкурентоспособности может стать объединяющей целью в стремлении к справедливости и благополучию граждан всех регионов страны, независимо от этнической, религиозной или языковой принадлежности.
Нонеобходимо помнить,какподчеркивает исследователь этой проблемыЛ.Зализняк,что «Національна ідея в новітньому розумінніцього поняття - це необхідний елемент існування націі, суспільства,держави. Неповнота, нерозуміння,абовідсутність цього компоненту в поєднанні з непослідовністю внутрішньої політики і зовнішнього тиску обертається денаціоналізацією, асиміляцією, призводить до того, що певна національна спільнота щезає з землі.»Этапроблема актуальна и для Украины.