Концепции политики и власти эпохи Возрождения
Просвещение XVII-XVIII в.в. - это социально-политическое и философское течение, которое впервые открыто и конструктивно выступило против идеологии феодального общества. Термин "просвещение" впервые употреблен французским философом и писателем Вольтером (1694-1778) и немецким ученным-филологом Гердером (1774-1803). В статье "Ответ на вопрос, что такое просвещение?" немецкий философ Э. Кант предложил рассматривать его как необходимую историческую эпоху развития человечества, суть которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Выдающиеся деятели эпохи просвещения: Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Д. Дидро (Франция), Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете (Германия), Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин (США), Н. И, Новиков, А. Н. Радищев (Россия), Я. Козельский, В Каразин, В. Капнист (Украина).
Представители Просвещения стремились ограничить веру - в пользу разума, религию - в пользу науки и научного мировосприятия. Провозгласив природный разум главным независимым от религии средством усовершенствования общества, деятели этого направления боролись за установление "царства Разума", основанного на природном равенстве, за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение в этом они придавали просвещению народа.
Английские просветители. У истоков просветительской мысли XVII в. стоят англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), внесшие серьезный вклад в становление теорий естественного права и общественного договора.
Т. Гоббс свои политические взгляды изложил в работе "Левиафан или материя, форма и власть государства", в которой он по-новому освещает вопрос о происхождении государства. Решительно отвергнув концепцию божественного происхождения королевской власти, он видел ее источник в воле народа, в общественном договоре. В основе учения Гоббса - представление, что люди, по природе своей, имеют равные физические и умственные показатели, и поэтому каждый имеет одинаковые с другими права на все (естественные права). Но одновременно человек - существо глубоко эгоистическое, поэтому для естественного догосударственного общества характерен хаос, "война всех против всех" (Соответствует древнеримскому выражению "человек человеку волк"). Однако, человеческий разум, по Гоббсу, позволил найти выход из этого опасного положения в общественном договоре: люди добровольно согласились ограничить свои естественные права. На этой основе и возникает государство, которое Гоббс уподобил мифическому библейскому чудовищу Левиафану. Таким образом государство, согласно Гоббсу, - продукт человеческою разума, возникает в результате общественною договора и создается людьми, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, гарантировать мир и безопасность в обществе. Однако Гоббс подчеркивает, что люди отказались от своих естественных прав не полностью, а только в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, обеспечивает порядок и благоденствие.
Дальнейшее развитие гражданская концепция политики получает в политической теории Джона Локка, выдающегося английского философа и общественно-политического деятеля периода "славной революции" и реставрации династии Стюартов. В своем произведении "Два трактата о государственном управлении" (1690) он не только отразил идеи своих предшественников о естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете, неотъемлемых свободах личности, но и развил и дополнял их новыми и интегрировал в целостное политическое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Как и Гоббс, Локк видел причину образования государства в добровольном общественном договоре людей. Но, в отличие от него, догосударственное естественное состояние общества изображал не как хаос, а как благополучное, свободное, равноправное и упорядоченное положение людей. Но здесь не было специального органа, механизма обеспечения общественного порядка, права ,свобод личности, поэтому люди могли время от времени причинять ущерб друг другу. Именно для этого человеческий разум привел людей к общественному договору об образовании государства. Только государство, по мнению Гоббса, может обеспечить гарантированную свободу личности, и в этом заключается принципиальное преимущество государственно организованного гражданского общества от его догосудорственного, естественного состояния. Подчеркивая, что предгосударственное состояние характеризуется полной свободой людей относительно их действий и права распоряжаться собственностью и личностью, этим самым Гоббс утверждает, что источник возникновения государственной власти - естественное право, свобода и согласие народа. Таким образом, по Локку, государство - это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного закона с целью надежно обеспечить естественные права, защиту личности и собственности. У Локка был свой взгляд на частную собственность как естественное право человека, объясняя ее высокий статус двумя причинами: частная собственность позволяет человеку обеспечивать себя и семью всем необходимым для жизни, что дает возможность больше внимания уделять собственному развитию. Таким образом для Локка частная собственность - не абсолютная ценность, а средство достижения свободы.
Локк правомерно считается родоначальником либерализма. Он впервые четко разграничил такие ключевые понятия, как "общество", "личность" и "государство". Личность обладает такими естественными, неотчужденными правами, как право на жизнь, владение имуществом, и на свободу и равенство, которые человек не передает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотъемлемые ценности - конечная граница власти и деятельности государства, переходить которую ему запрещено. Таким образом в отличие от Гоббса, Локк ставит личность выше общества и государства. Государство должно служить обществу, а они оба - личности. Государство призвано защищать права личности и обеспечивать баланс общих и личных прав и интересов. Государство не должно быть более могущественным, чем личность ибо личности создают общество, а общество - государство.
Локк также выдвинул идею правового государства: кто бы конкретно ни владел государственной властью, он должен "управлять в соответствии с постоянными законами, провозглашенными народом, а не путем импровизированных указов". Этому мыслителю также принадлежит идея разделения властей на законодательную и исполнительную: полномочия принимать законы предоставляется только представительному органу - парламенту, а компетенция претворять законы в жизнь принадлежит монарху и кабинету министров.
Если Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Локк, считая се противоречащей естественному праву и закону, дорогой к тирании, обосновал необходимость ограниченной монархии (в этом выразилось стремление Локка приспособить теорию к той форме правления, которая установилась в результате "славной" революцией 1688г).
Политические идеи Локка оказали глубокое влияние на развитие политической мысли XVIII века и нашли прямое отражение в Декларации независимости США (1776г.) - первом документе нарождающейся доктрины буржуазного конституционализма.