Кирилло –Мефодиевское общество о государственно – политическом устройстве
Вершина в развитии украинской политической мысли первой половины XIX в. - Кирилло-мефодиевское общество (братство), названное в честь славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Просуществовав немногим более года (январь 1846 - март 1847), оно сыграло исключительно важную роль в развитии национального самосознания, нарушив политическое "молчание", царившие в Украине после разгрома Екатериной II Запорожской Сечи, введения крепостничества. Кирило-Мефодиевское общество положило начало народно - демократическому направлению в истории украинской общественно-политическом мысли.
Первая политическая организация в Украине объединяла цвет украинской мысли, людей, оказавших огромнейшее влияние на ход и дальнейшее развитие украинского национального Возрождения. Это историк Николай Костомаров (тогда профессор Киевского Университета); талантливый писатель и выдающийся общественный деятель Пантелеймон Кулиш (создатель современной украинской азбуки); профессор Николай Гулак; этнограф-фольклорист Афанасий Маркович; профессор Василий Белозерский; педагог и журналист Николай Савич (высшее образование получил в Париже, где сформировался как непоколебимый сторонник идей Великой французской революции); поэт-переводчик Александр Навроцкий; поэт и публицист, автор правоведческого трактата "Идеалы государства" Георгий Андрузский; гениальный поэт Т.Г. Шевченко.
Основные идеи товарищества были изложены в "Книге бытия украинского народа" (или "Закон Божий"), а пути и методы достижения цели - в "Статуте Славянского товарищества св. Кирилла и Мефодия". Программные идеи отражены также в обращениях "К братьям украинцам" и "К великороссиянам и полякам". В целом программа кирилло-мефодиевцев опиралась на идеи панславизма, федерализма, христианства, социального мессианизма, всеобщего равенства (эгалитаризм), демократии.
Социальная программа детерминировалась реальной действительностью империи - крепостничеством и сословным неравенством. Отсюда категорическое требование уничтожения крепостного права: "Стараться заранее об искоренении рабства и всякого унижения низших классов". ("Статут").
Главной политической целью общества было достижение Украиной национально-государственной независимости с демократическим строем по образцу Французской Республики или США. Программа также предусматривала освобождение других славянских народов, находившихся под чужеземным гнетом (поляков, чехов, болгар) и их объединение на основе идеалов свободы, равенства и братства во Всеславянскую федерацию, в которую входил бы на равных основаниях и русский народ.
Объединение славянских народов рассматривалось не как их слияние с потерей национальных особенностей, а предполагалось, что "каждое славянское племя будет иметь свою самостоятельность... управление народное, равенство граждан". В обращении "К украинцам" говорилось: "чтобы каждый народ построил свою Речь Посполитую и управлялся, не смешиваясь с другими", т.е. предполагалось, что каждое славянское государство будет суверенным. О том, что предполагалось создать федеративное государство, основанное на суверенности входящих в него частей, говорит Н. Костомаров в своей "Автобиографии".
Осуществить такой союз, как и в целом, свои идеалы, Кирилло-мефодиевское общество считало возможным путем реформ, мирной пропаганды, просвещением населения, воспитанием молодежи, литературной деятельностью.
Отличную позицию в этом вопросе занимал Т. Г. Шевченко, у которого уже в первой половине 40-х годов XIX в. сформировалось революционно - демократическое мировоззрение. В ряде своих произведений, и прежде всего в "I мертвим i живим, i ненародженим землякам моїм", в "Заповітi", он призывал народ к борьбе за свою свободу, конечной целью которой должна была стать демократическая республика, (в отличие от Н. Костомарова, считавшим необходимым сохранить монархическую форму правления). В своих идеалах великий поэт опирался на демократические основы организации Запорожской Сечи, борьбу украинского народа за свободу. Но Кобзарь смотрел не только в прошлое: образцом демократии государственно-политического строя в свое время он считал политическое устройство США, ассоциируя последовательную борьбу за демократию и независимость с первым американским президентом. Обращаясь к своим соотечественникам, он спрашивал: "Коли ми дождемося Вашингтона з новим i праведним законом?" И оптимистически утверждал: "дождемось таки колись".
Яков Козельский – выходец из среды украинского казачества (Полтавщина), учился в Киево-Могилянской Академии, Петербургской Академии, преподавал в Артиллерийской и Инженерной школах. Главный труд – “Филосовские предложения” (1768 г.), в котором чувствуется влияние франц. просветителей Руссо, Монтескье, Гельвидия.
Василий Капнист – поэт “державинского круга”. По матери происходил из старого казацкого рода, по отцу из венецианских графов, принадлежавших к греческим элефтеридам – борцам за свободу Греции против Турции. Служил в департаменте почт (по протекции графа Безбородько), но в 1783 г., после указа Екатерина о закрепощении украинских крестьян, покинул Петербург и навсегда уехал в родную Обуховку на Полтавщине. Его “Ода на рабство” была единственным протестом против этого указа.
Василий Каразин – происходил из эмигрантов-болгар, но считал себя украинцем, служил в Петербурге в канцелярии М.Сперанского, автора плана либеральных преобразований в начале царствования Александра I. В.Каразину принадлежит огромная заслуга в основании Харьковского университета, открытого в 1805 г. на средства харьковской общественности.
Петр Лодий – родом из Закарпатья, профессор Львовского университета (1787-1802 гг.), затем Краковского и Петербургского. Главный труд – “Логические наставления” (1815 г.).
Василий Лукашевич – переяславский маршалок; в начале 1820-х гг. основал “Малороссийское тайное товарищество”, единственное из декабристских обществ, поставившее своей целью государственную независимость Украины; автор “Катехизиса Автономиста”, в котором отстаивалась идея украинской автономии.