Генезис политических идей Киевской Руси
Становление и развитие древнеукраинской политической мысли связано с разложением первобытнообщинного строя и созданием раннефеодального государства - Киевской Руси. Политическая мысль Киевской Руси формировалась под влиянием двух факторов: 1) наследие славянских и неславянских племенных объединений, государственных и полугосударственных организаций (от трипольцев до готов, гунов, киммерийцев, скифов и антов); 2) ортодоксальное христианство, принятое от Византии в 988 г.
Хотя дохристианские обычаи, традиции преследовались и разрушались беспощадно, все же христианство воспринималось в народе через призму традиционного мировоззрения, и более того - подвергаясь переработке в соответствии с его принципами, оставались довольно влиятельным источником в формировании основ господствующей христианской идеологии. Тот факт, что на начальном этапе феодализации объектом ее были не прежние рабы, а лично свободные граждане сельских общин, имел также особое значение для формирования своеобразной социальной психологии и морального сознания в Киевской Руси.
С другой стороны, религиозная ориентация, осуществленная в Х в., существенно повлияла на все идейные процессы, происходившие в стране, определив тип, характер и направленность политической жизни. Ее особенность - формирование сильной государственной власти во главе с великим князем (образец - византийский император). Как и в Византии, церковь и государство на Руси не знали противостояния: отождествляя собственные интересы с интересами государства, церковь стала существенным элементом его структуры.
Непосредственным результатом христианизации было укрепление феодальной ориентации общественного сознания и использование культурных достижений Византии и Болгарии. Но в отдаленной перспективе, как выявилось позже, сближение с Византией, развитие которой с XIII в. начинает клониться к упадку, одновременно и отдалило ее от Западной Европы, которая становится передовым регионом.