ГлавнаяПолитологияРационалистическая трактовка политики в работах французских просветителей

Рационалистическая трактовка политики в работах французских просветителей


Подлинный взлет политической мысли Западной Европы происходит в XVIII в. и связан прежде всего с периодом подготовки Французской революции, начавшейся в 1789 г. За четыре десятилетия до ее начала во Франции возникло широкое общественное течение, названное Вольтером "Просвещение", подвергнувшее острейшей критике основы феодальной идеологии, религиозные верования, вело борьбу за веротерпимость, свободу научноймысли. В этот период многие важные идеи и принципы естественного права, общественного договора и разделения властей, выдвинутые на предшествующих этапах, получили классическое выражение, более полное и глубокое обоснование и развитие.

Одним из основателей французского просветительства был Шарль Луи Монтескье (1689-1775). Свои основные политические взгляды он изложил в труде "О духе законов"(1748 г.), которой поставил его в ряд наиболее выдающихся мыслителей не только Франции, но и всего мира. В ней поставлена проблема генезиса государственно-правовых явлений и в разрешении ее он высказывает свою оригинальную точку зрения, выступив против господствующей тогда договорной теории происхождения государства. Не отвергая в целом концепцию естественного, догосударственного, догражданского состояния общества, он в то же время не соглашается с его трактовкой как Гоббса, так и Локка. С его точки зрения, возникновение государства - это закономерный исторический процесс, а характер общества, государства и законодательства ("дух законов" или "образ правления"), определяется совокупностью факторов как физического характера (прежде всего географическими), так и моральными (принципы государственного строя, нравы, религия, примеры прошлого, обычаи) Первые играют роль на самых низших ступенях развития общества, а вторые - в условиях цивилизации. Таким образом в объяснении происхождения государства и права Монтескье стоял на позициях исторического и социального детерминизма.

Особое внимание уделял философ географической среде. По его мнению, от климата, почвы, рельефа местности, величины территории зависит моральный облик каждого народа, характер его законов и жизни общества. Большое значение Монтескье придавал политическому фактору, считая, что форма государства, "принципы правления" определяют собой содержание законов и могут влиять даже на географическую среду. (Наш "Чернобыль" доказывает это на современном этапе.)

Вопрос о политической безопасности выводит этого мыслителя на вторую проблему - о разделе властей, в разрешение которой он внес существенный вклад. Анализируя британскую политическую систему, где эта идея нашла практическое воплощение в результате революционных преобразований, Монтескье теоретически осмыслил эти процессы и идея разделения властей развилась в целую теорию, цель которой обоснование принципа законности, обеспечение политической свободы, а также в том, чтобысделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданином. Гарантия безопасности гражданина от беззакония и злоупотребления властью, верховенство права могут быть обеспечены, согласно концепции Монтескье, лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых взаимно сдерживают друг друга.

Политические идеи Монтескье имели огромное практическое значение как для самой Франции, так и за ее пределами: они использовались при разработке американской Декларации независимости (1776) и французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Конституции США 1787 г. и Конституции Франции 1791 г. и др.

Жан-Жак Руссо {1712-1778). С именем этого мыслителя связан переход от гражданской концепции политики к социальной, в которой основой является не индивид-гражданин, а группы - класс, нация, человечество и т.п., а индивидуумы рассматриваются как продукты своего сообщества.

Политические идеи Руссо наиболее полно отражены в его труде "Об общественном договоре" 1762), в котором выдвинутые до него идеи естественного права и общественного договора не только получили классическое обоснование, но в них поставлены новые акценты. В отличие от своих предшественников-теоретиков естественного права, Руссо рассматривает объединение, возникшее посредством заключения общественного договора, как одновременно являющимся и трансформацией "естественных индивидуумов" в "моральных" граждан. На основании того, что индивидуумы идентифицировали себя с обществом, государством, Руссо делает вывод, что тех, кто сопротивляется общей воле, общество должно заставить подчиниться ей. Исторический опыт свидетельствует, что на эти идеи Руссо опирались якобинцы в своей практической деятельности в период Французской революции, их использовали лидеры последующих буржуазных революций, реализовали их и русские большевики.

В целом идеи французских просветителей не только стали новым этапом в развитии политической теории, но и оказали самое непосредственное воздействие на ход политической истории- Французская Декларация прав человека и гражданина закрепляла естественные и неотъемлемые права человека, равенство граждан перед законом, принцип разделения властей и др. Учение Монтескье и Руссо оказало огромное влияние не только на подготовку и развитие Французской революции, но и на борьбу за независимость США и на взгляды ее идеологов.