ГлавнаяПолитология (русский)Политика в странах Древнего востока

Политика в странах Древнего востока

Политическая мысль зародилась в период разложения, первобытно-общинного строя, параллельно с процессом формирования государства права. На ранних этапах развития человечества политические взгляды не выступали относительно самостоятельными сферами знания, а были составляющими общей картины мира и поэтому испытывали влияние мифологических и религиозных представлений.

Начало политической мысли следует искать в истории государств Востока, где сформировались огромные теократические* монархии, происхождение которых, их существование и судьба считались зависимыми от Бога. Поэтому и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий (отсюда и их определение - религиозно-политические доктрины). Их основная идея - божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков, а характерные черты - фатализм, покорность и послушание. Это нашло отражение в мифах и легендах народов древнего мира - египтян, вавилонян, индусов, китайцев, евреев, персов, греков и др., а также в их законах, различного рода советах, рекомендациях и "поучениях".

В соответствии с общим для стран Востока обожествлением фараона, царя, императора и т.п. политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример - Древний Египет, где фараон был не только живым Богом на земле, но и наилучшим из всех людей по своим качествам: уму, морали, справедливости, силе, т.е. он выступает во всех формах власти - был божеством, монархом, верховным судьею. Вся система власти строилась на насилии и страхе. Так фараон Тутмос III (1525-1473 г.г. до н.э.) в своем “поучении” рекомендовал придерживаться законов и применять насилие по отношению к своим подданным: "Вызывай у людей страх перед собой, ибо только тот является действительным властелином, кого люди боятся". В первом тысячелетии до н.э. начинает проявляться тенденция отхода от первичного религиозно-мифологического представления к более рационалистическому взгляду на мир вообще и на государство в частности. Большую роль в формировании политико-правовой мысли Китая сыграло конфуцианство — учение Кун Фуцзи (551-479 г.г. до н.э.), ставшего известным в Европе через два тысячелетия после своей смерти. Объект изучения у Конфуция - искусство управления государством, которое он отождествлял с искусством моральности. В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа, не насилие над ним, а сила морального примера. «Сила государства не в суровости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти» - писал Конфуций. По его мнению, преобразование государства необходимо начинать с природной единицы - семьи, которой необходимо вернуть освященные традиции, давнюю доминацию главы семьи. Значительную роль в совершенствовании самого человека и отношений в обществе он отводил образованным чиновникам, которые должны вернуть уважение к власти, доверие к ней. В тексте "Лунь - юй'' содержится моральная заповедь Конфуция: "Не делай людям того, чего не желаешь для себя и тогда в государстве и в семье к тебе не будут относиться враждебно".

Свое право на управление государством правители, по мнению Конфуция, должны утверждать знаниями, своими способностями, мудростью.

Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (школа юристов), учение которых формируется в VI-V в.в до н.э. Отбросив конфуцианское представление о государстве как большой семье, сторонники правовой доктрины главный источник хорошего строя усматривали в политических и правовых институтах. Считая главной задачей создание сильной централизованной авторитарной державы, которая могла бы регулировать главные стороны общественной и частной жизни населения, легисты выступали с обоснованием китайской доктрины политики на основе закона.

*Теократия-властьбога (в переводе с греческого)