ГлавнаяПолитология (русский)Политические доктрины античности

Политические доктрины античности

Отмечая наметившиеся тенденции в направлении рационалистической аргументации политики, следует подчеркнуть, что в политико-правовых доктринах Востока речь шла о конкретной политике - "мудрой", "справедливой" и т.п., а не о ее теоретических основах. Переход к теоретическому анализуполитики предприняли древние греки в период расцвета их полисов (городов-государств) в VI-V в.в. до н.э, а также в период кризиса и распада полисной системы после походов Александра Македонского (IV-II в. до н.э).

После падения империй Ближнего Востока центром рождения новой цивилизации становится Греция. Ее географическое положение способствовало возникновению небольших отдельных хозяйственно - политических центров - городов-государств (полисов), наиболее известные из которых Спарта и Афины. Со Спартой связано возникновение государства - военного лагеря и формирование политической власти типа диктатуры. Афины стали родиной демократии. Первые демократические преобразования в этом государстве связаны с реформами Солона (640-559 г.г. до н.э.).

Его реформы 594 г. воплотили идею "золотой середины", реализовали принципы политического компромисса, так как , с одной стороны, способствовали укреплению позиций богатых афинян, а с другой, учитывали интересы простого народа (введен земельный максимум,феты - низшая имущественная социальная группа - получили право участия в народном собрании и суде присяжных). В V ст. идею компромисса поддержалДемокрит, который суть политической и жизненной мудрости видел в соблюдении меры во всем. Согласно Демокриту, принцип согласия и гармонической деятельности лежит в основе государства, целью которого является согласование антагонистических интересов через законы, власть и мудрость.

Дальнейшему развитию афинской демократии способствовали софисты (дословно - мудрецы) - Протагор, Антифонт, Критий и др., которые на первое место ставили человека как меру всех вещей. Полагая, что мораль, право, государство - исторические, изменяющиеся институты, они в своей деятельности руководствовались не общими понятиями добра и правды, а исключительно собственными интересами, стремились выработать прагматические рецепты поведения людей.

Взгляды софистов были подвергнуты критике Сократом (460-399 г.г. до н.з.). Релятивисткому (относительному) пониманию этики он противопоставил неизменные моральные принципы, которые являются абсолютными, независимымини от времени, ни от законодательства. Таким принципом была доброчестность, под которой Сократ понимал справедливость, отвагу и сдержанность. Сутью государства, считал Сократ, является справедливость, которой должны руководствоваться как те, которые правят, так и подданные. Выступая против субъективизма софистов, их апеляции к освобождению от этических начал, Сократ стремился найти логически - понятийное обоснование объективной природы морали, моральной политики и права. Вершина политической мысли Древней Греции — учение Платона и Аристотеля.

Ученик Сократа Платон (427-347 г.г. до н.э.) свои политические взгляды изложил в диалоге "Государство", поставив ряд важных теоретических проблем. Он одним из первых обращается к характеристике государственных форм, выделив тимократию, олигархию, демократию и тиранию как "порочные", несовершенные политические формы. Тимократия - власть честолюбцев. В результате страсти к обогащению тимократия превращается в олигархию - господство немногих богачей. В результате непрерывной борьбы бедных и богатых устанавливается демократия - власть большинства. По мнению Платона, демократия - это власть масс, посредственностей, при которой происходит порча нравов, водворяется наглость, бесстыдство. Неограниченная свобода демократического строя приводит к тирании - наихудшей форме государственного устройства, т.к. устанавливается произвол одного человека.

Возможность остановить процесс деградации Платон усматривал в приближении структуры государства к идеальному образцу - справедливому правлению "аристократов духа" - мудрецов-философов. Основным принципом совершенного государства является справедливость, детерминированная природным предназначением человека, в связи с которым каждому гражданину отводится определенное занятие и определенное положение.

В связи с этим философ вводит целую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. Идея о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям. В то же время у Платона просматриваются истоки тоталитаризма, так как в его политическом идеале личность, общество растворены в полисе. Но наряду с тоталитаристкими ростками для этого идеального государства характерны разумные основы гражданственности, высокий моральный дух. Платон высоко ценил политическое знание и политическое искусство, суть которого, по его мнению, состоит в умении разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), великий античный мыслитель, заложил основы политической науки как самостоятельной дисциплины. Свои политические взгляды он изложил в работах "Политика", "Этика", "Риторика", "Афинская политика". Опираясь на результаты платоновской политической философии, Аристотель специально выделил научное изучение определенной отрасли общественных отношений в самостоятельную науку о политике, которая занимается государством (или полисом).

Но то, что считал этот философ наукой о политике, было нерасчлененной, комплексной предметной отраслью, включающей в себя, кроме политики, экономику и этику, которую он считал началом политики и составной частью ее введения. В понимании Аристотеля, политика - это наука о практике, деятельности, о высших благах человека и государства. Взгляды Аристотеля на государство опирались на огромный конкретный материал, собранный и изученный в его школе - описание конституционного устройства 158 греческих городов-государств. По мнению философа, задача политологии как науки о государстве состоит в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать, какой государственный строй является наиболее пригодным при данном состоянии общества.

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные, где истинная цель состоит в общем благе, и неправильные, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. К правильным он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и политею или республику. Каждой правильной форме он противопоставляет неправильную:

  • тирания, где имеется в виду только польза правителя;
  • олигархия, где правят богатые для собственной выгоды;
  • демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя.

Практически наилучшим Аристотель считал смешанный тип, являющийся компромиссом трех правильных форм, так как он отвечал интересам средних классов, наиболее полезных государству и заинтересованных в его стабильности.

Как и у Платона, у Аристотеля также просматриваются тоталитарные тенденции: человек - это часть государства, личные интересы подчинены общественному благу, гражданин - это безликая частица единой политической общности. Хотя граждан Аристотель называет свободными людьми, но свободу он понимает только как противоположность рабству (граждане - не рабы, ими никто не владеет). Но не эти положения в учении Аристотеля определяют ценность его учения. Он вошел в историю политической мысли как основатель науки о политике - считая ее практической наукой об искусстве управления, главная задача которой состоит в нахождении такой формы, которая наилучшим образом отвечала бы политической природе человека, его потребностям и интересам общества.

Древний Рим. Политическая мысль Древнего Рима испытала значительное влияние древних греков и прежде всего Платона, Аристотеля и Полибия. Это особенно ярко проявилось в творчестве Марка Туллия Цицерона (106-43 г,г, до н,э) - знаменитого римского государственного деятеля, оратора, мыслителя, борца за республику. В зависимости от количества правящих он выделял три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).

Опираясь на достижения философско-политической мысли древних греков, Цицерон в своих трудах "О государстве", "О законе", "Об обязанностях", в многочисленных политических и судебных публикациях высказал ряд оригинальных идей. Особое внимание он уделял разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщими требованиями природы.

Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Одна из причин образования государства - охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.

В трактовке Цицерона государство - это не только проявление общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, а одновременно и единодушное правовое единство (общность) этих членов, отдельное правовое образование. Римский мыслитель разошелся с Платоном и Аристотелем в понимании естественного права (истинного закона): в отличие от них, полагавших, что естественное право и государство неотделимы, Цицерон утверждает, что естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни был закон, вернее раньше, чем какое - либо государство вообще было основано.

Соответствие или несоответствие человеческих законов естественному праву выступает, согласно Цицерону, критерием справедливости или несправедливости. Таким образом Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства". Внимание многочисленных авторов привлекали также положения этого мыслителя о государстве как деле народном и правовой общности, о гражданине как субъекте государства и права.

Теоретические достижения античной политической мысли использовались в последующих концепциях, модифицируясь и приобретая новые значения. Современный мир воспринял от древних греков феномен публичной власти, а от древних римлян принцип разделения власти. Особенно следует отметить значение Цицерона, стоявшего у истоков юридизации понятия государства, которое в будущем приобрело много сторонников.