ГлавнаяПолитологияЛегальность, легитимность, эффективность политической власти

Легальность, легитимность, эффективность политической власти

Основные черты власти – легитимность, легальность и эффективность.

Легальность соответствует понятию «законность» (Lex – в переводе с лат. - закон), носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение.

Легитимность - это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта. (Например, законно функционирующая власть не признавалось народом во время Оранжевой революции)

Признанным автором политической теории господства является М. Вебер. Верный принципу свободы науки от политических и идеологических установок, он наполнил теорию господства общечеловеческим содержанием В отличие от обыденной трактовки господства как подавления, угнетения и т.п., Вебер понимает под господством политический порядок, при котором одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется (хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых). Такой порядок может служить интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества, или, по крайней мере, его большинства. Причем, добровольность повиновения и легитимность (законность) господства для Вебера норма, в рамках которой только и возможна постановка вопроса о господстве.

В зависимости от мотивов, по которым люди могут добровольно подчиняться (интерес, традиции, личная склонность), Вебер выделил три типа легитимного господства (власти).

1. Рационально-правовой тип легитимности (демократический). Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии. Таким образом при легальном типе господства источником легитимности выступает рационально понятый интерес, побуждающий людей подчиняться не личности руководителя, а праву, в рамках которого избираются и действуют представители власти в демократических государствах. Таким образом это безличный (деперсонифицированный) формально-правовой принцип, которому подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники, бюрократия).

2. Традиционный тип легитимного господства основан на вере в обычай, в священность издревле существующих порядков и властей. Такой тип схож с отношениями в патриархальной семье, где традиции добровольного подчинения старшим особенно прочны и устойчивы. Традиционное господство характерно для феодальной Европы и Востока, для монархических форм правления. Но Вебер считал, что и для Запада, для стабильности демократии, полезно сохранение монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

3. Харизматический (от грач.charisma — божественный дар) тип власти основывается на вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше — Богом или Природой. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Этот тип организации политической власти получает широкое распространение в периоды революционных перемен, особенно на Востоке и в Восточной Европе, где новая власть не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженной воли большинства.

Разрабатывая вопрос о типах власти, Вебер большое внимание уделял проблеме ее устойчивости. Если право составляет, в основном, внешнюю гарантию стабильности, то внутренней гарантией устойчивости социальной системы он считал личные интересы. Принятие власти населением, признание ее права управлять и согласие подчиняться и означает, по Веберу, ее легитимность.

Развивая эту проблему, американский политолог Г. Алмонд считает политический режим устойчивым, если он принимается гражданами в качестве правильной формы правления, а известный немецкий философ К. Ясперс в понятие политической легитимности вкладывает господство доверия власти со стороны народа.

Эффективность политической власти

Наряду с легитимностью важнейшим фактором стабильности в обществе является эффективность власти. Если легитимность мотивируется ценностными моральными представлениями граждан, то эффективность связана с оценкой власти с точки зрения инструментальной – что она дает или может дать людям. Эффективность – это результативность власти, характеризующаяся именно степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданийи требований граждан. Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти тесно связаны: любые типы легитимности во многом определяются надеждами на ее эффективность. С другой стороны, достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. поддержкой граждан, достаточно сложно.

Политическая нестабильность, характерная для стран «третьего мира» и посткоммунистических стран, во многом связана с проблемами легитимности и эффективности, что объясняется разрушением традиционных идеологических механизмов легитимации, массовыми нарушениями демократических процедур на выборах органов власти инизкой эффективностью их деятельности. С другой стороны, многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие дефицитом легитимности, впоследствии приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения (Южная Корея, Чили, Бразилия и др.)