ГлавнаяПолитологияКиево-могилянская академия и развитие общественно-политической мысли

Киево-могилянская академия и развитие общественно-политической мысли


Большую роль в формировании общественно-политической мысли середины XVIII в. играла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская академия, первое в истории Украины высшее учебное заведение. У ее истоков были И.Борецкий (первый ректор Киевской братской школы),Мелетий Смотрицкий (известный ученный, полемист), П. Могила - митрополит Киевский. Сохранив гуманистические и образовательные традиции братских школ, она в то же время своей структурой, содержанием учебных программ, уровнем обучения отвечала требованиям европейского высшего образования. П.Могила ввел как язык преподавания латынь, что открыло перед Украиной духовное богатство западноевропейской культуры , основанной на латинском языке, и тем самым приблизил Украину к Европе.

Один из фундаторов Киевской академии - П. Могила (1596 - 1647), имя которого получила академия после его смерти. Общественно-политические взгляды П.Могилы сложные и противоречивые, Так, он развивал идею верховенства православной церкви, что можно понять: в условиях, когда власть на Украине принадлежала польскому королю, была чужда народу, единой властью, противостоящей королевской, была власть православной церкви. С другой стороны, он высказывал мысль, что идеальный государь - это сильный православный царь, верный Богу, от которого получил власть и перед ним отчитывается. Как и европейские гуманисты, П. Могила призывал государя быть "отцом на троне, опекуном подданных, который сам себя ограничивает собою установленными законами и добродетелью".

Определенный вклад в развитие политической мысли сделал ученик П. Могилы Иннокентий Гизелъ (ок. 1600-1683). Посланный П. Могилой учиться во Львов, по возвращении был ректором Могилянской коллегии, а с 1566 г. архимандритом Киево-Печерской лавры. Гизель был сторонником ориентации на Москву, поэтому Богдан Хмельницкий посылал его несколько раз с поручениями к царю Алексею Михайловичу, он участвовал в переговорах с Москвой в 1654 г. Явно промосковская ориентация отражена в работе 1663 г. "Синопсис или краткое описание о начале славянского народа»; Трактат " Мир с богом, человек" (1669г.) написан с просветительских позиций: автор исходит из теории общественного договора, естественного права. В частности, он признавал за подданными право на восстание и лишение государя власти, если он нарушает условия договора между ним и народом. Придерживаясь промосковской ориентации, Гизель выступил за предоставления царем своим подданным свобод и вольностей. Прогрессивные взгляды Гизеля противоречили феодально-ортодоксальным нормам того времени и после его смерти московский патриарх запретил эту работу в 1690г.

Деятели академии Л. Баранович, И. Галятовский, общественно - политический деятель Юрий Немирич обосновали идею объединения восточнославянских народов на основе создания федеративного государства.

Ученые Академии сыграли большую роль в переходе от летописания к собственной исторической науке. Это прежде всего относится к Феодосию Сафоновичу (начало XVII ст. - 1677г.), одному из единомышленников Богдана Хмельницкого, который высоко ценил его. "Хроники" Сафоновича (1672) стали первой синтетической работой по истории Украины.

Выпускник Академии Стефан Яворский (1658-1722)* стал выдающимся церковным деятелем российского государства в эпоху петровских преобразований. Поддерживая политику Петра I относительно армии, флота, экономики, С. Яворский был недоволен церковной реформой, полностью подчинившей церковь самодержцу. Наиболее ярко изложил свои взгляды в трактате "Камень веры", в котором обосновал самостоятельность существования церковной власти, осуждал российский "цезаре-папизм".