ГлавнаяПолитология (русский)Геополитические ориентиры Украины

Геополитические ориентиры Украины

В конце ХХ в. в связис кардинальними трансформациямив мире (распад СССР,изменение общественногостроя в бывших социалистических странах, объединение Германии,все более тесной интеграцией стран ЕС и всеболееактивнымрасширением Североатлантического альянса),Украина, как одно из новых государств, должна былаопределить свое место в изменившемся мире. Это место в значительной мере обуславливалось объективно: в Украинских Карпатахнаходится географический центр Европы, в Крыму - геополитический полюс Евразии, по территории занимает второе место в мире, уступая лишь России, географически расположенанаконтинентеЕвразия. В условиях уже сложившихся геополитических координат Украина, в соответствии со своїм географическим положением, должна была выбирать между двумя главными направлениями – евроазийским и евроатлантическим.

В евроазийском направленииважное место занимает сотрудничество с Россией. В 1997 г. был подписан Договор с Россией о дружбе,сотрудничествеипартнерстве,открывший широкие возможности для развития дружественных отношений в политической сфере как равноправных суверенних держав. Однако на дальнейшееразвитие украинско-российских отношений на рубеже ХХ-ХХ! в.в. стала оказывать существенное влияние ситуация в России. Послеот ставки в конце 1999 г. Президента Российской Федерации Б.Ельцина избранный на этот постВ.Путин взял курс на восстановление сильного централизованного государства,претендующего на роль одного из полюсов силы в мировой политике. Это отразилось на отношениях со странами СНГ, в том числе и с Украиной: подход российского руководствасталболее жестким, прагматичным. Например,поставки нефтии газасталинетолькосредством экономического, нои политическогодавления.В2002 г. отношения между двумя странами стали особенно напряженными всвязи стерриториальными притязаниями Россииначасть косы Тузла (Крым).Носовременемобе стороны стали искать оптимальные пути длястроительства своих отношений какдвух равноправных партнеров на основе норм международногоправа,чтовыразилось, в частности, в увеличенииобъема товарооборота между двумя странами. Развитию этой тенденциипослужило подписаниев начале 2001 г. в Днепропетровске Президентами Украины и России «Соглашения»,направленного на расширение сотрудничества в сфере ракетно-космической и авиационной техники.В январе 2003 г. в Киеве Президенты обеих стран подписалиДоговор о российско-украинской границе, а в декабре этого же годабыл подписанДоговор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. (Подписанием этого Договора была снятаи«тузловская» проблема).

Необходимо обратить внимание на существование в России ряда политиков, которые рассматривают Украину не как независимое государство,а как временное государственное образование, которое обязательно возвратится в лоно Российской федерации (В.Жириновский, Ю.Лужков, К.Затулин и др.), что влияет и на менталитет российских граждан (согласно социологическомуисследованию70%россиян разделяет эту точку зрения). Безусловно, такие мнения не способствуют укреплению добрососедских отношений. Выразим надежду, что с избранием Президентом России в 2008 г. В.Медведева политика равноправного и взаимовыгодного партнерства между двумя странами получит дальнейшее развитие.

В евроазийском направлении Украина уделяет большое внимание отношениям с бывшими советскими республиками,создавшими после развала СССРСоюз Независимых Государств –СНГ ( декабрь 1991 г.).Эти отношения строятсяна базеосновополагающих документов: Основные направления внешней политики Украины, Концепция национальной безопасности,СоглашениеобобразованииСодружестваНезависимыхгосударств

(8 декабря 1991 г.), которые дают возможность довольно полно реализовать национальные интересы Украины как в рамках Содружества, так и двухсторонних отношениях с отдельными государствами-участниками.

С самого начала организации СНГ Украина выступалас предложениями, предусматривающими трансформацию СНГв рациональный механизм экономического сотрудничества, направленного на создание зоны свободной торговли, что должно способствовать интеграции стран СНГ в мировое экономическое пространство.Эта политика получает все большую поддержкудругих стран – участниц, но пока еще не достигнуто эффективных результатов. Следует отметить,что Украинане есть стороной Договора о коллективной безопасности этих государств (15 мая 1991 г.). В тожевремя она приняла участие в обсуждении вопросао выделении ассигнований на создание объединенной системы обороны государств СНГ, а также некоторых других военных вопросов.

В октябре 1997 г. был создан консультативный форумчетырехгосударств - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ) - это попытка найти эффективные формы экономического сотрудничества в рамках евроазийского пространства. Сотрудничество Украинысостранами СНГиГУАМспособствуетгармонизации отношений как с Россией, так и с другими членами Содружества и не противоречитстремлению нашей странык интеграции в европейское сообщество.

Евроатлантическое направление. После провозглашения независимости европейскийвыборбыл провозглашен как главное направление внешней политики Украины, что определялось как всей предыдущей историей украинского народа, так и его жизненно важными интересами. (Уже в 1993 г. членство в Европейском Союзе было объявлено перспективной цельюукраинской внешней политики). Сегодня 27 государств Европыувереннопродвигаются по пути экономического и политического объединения, к созданию уникального межгосударственного сообщества с единым гражданством, валютой, внутреннейи внешней политикой. (Основание этому сообществу было положено в 1951 г. созданием ЕСВС – Европейского Сообщества угля и стали,в которое вошлиБельгия,Западная Германия, Люксембург, Франция, Италия и Нидерланды. В 1992 г. Маастрихтский Договор создал ЕС – Европейский Союз). Отношения Украины и ЕСбазируются на ряде международных документов. В 1994 г.в Люксембурге было подписаноСоглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС с Украиной, а в 1999 г. высший орган ЕС – Европейский Совет – утвердил общую стратегию ЕС относительно Украины. Хотя в этом документе не утверждалось,что Украину в недалеком будущем пригласят стать полноправным членом ЕС, но в нем предусматривалась поддержкапроцессу демократических и экономических преобразований в стране, еевнутренней и внешней политики, правовых основ. В феврале2005 г. Советпо вопросам сотрудничества Украина - ЕСпринял«План действий Украина – ЕС». Важный шагна пути интеграции в европейское и мировое содружество является принятие Украиныв 2008 г.воВсемирную торговую Организацию – ВТО. Главная проблема в реализации евроинтеграционной стратегии Украины- это качественныепреобразования в экономике и в обществе в целом: установление верховенства права, достижениеустойчивых темпов экономического роста, преодолении коррупции, «теневой экономики», власти бюрократии, которые сегодняпревышают параметры административной системы прошлых лет. Только преодоление этих крайне негативныхявлений в социально-политической, экономической и правовойсферахможетреально ускорить евроинтеграционный курс Украины.