ГлавнаяПолитология (русский)Брестская уния и полемическая литература

Брестская уния и полемическая литература

Дальнейшее развитие идей, отстаивающих право на существование украинского народа, защищающих его язык, культуру,религию, направленных против окатоличивания и ополячивания, связано с так называемой полемической литературой, получившей особенно широкое распространение после Брестской унии 1596 г.* Люблинская уния 1569 г., объединившая Польшу и Литву в одно федеративное государство - Речь Посполитую, а затемпоследовавшая за ней Брестская уния не оставляли надежд на восстановление украинской государственности, поэтому украинская политическая мысль отражается в рамках острой полемической литературы. В условиях потери политической самостоятельности полемическая литература была одним из немногих легальных способов защищать свою национальную аутентичность. Непосредственным поводом к распространению полемического жанра в украинской и белорусской литературе послужили работы известного польского церковного деятеля, организатора иезуитских коллегий высокого образовательного уровня Петра Скарги "О единстве церкви Божьей" (1577) и "В защиту Брестской унии"( 1597). Выдающимися представителями полемической литературы конца XVI - середины XVII в.в. были Герасим Смотрицкий, Василь Суразский, Христофор Филарет, Иван Вышенский, Мелетий Смотрицкий, братья Стефан и Лаврентий Зизании, Кирилл-Транквилион Ставровецкий. Полемисты, как и гуманисты, не ставили задачу восстановить государственность, но, откликаясь на актуальные проблемы современности, они будили политическое сознание. Важное место в их работах отводилось отношениям светской власти и религиозной, божественного и земного, прав человека. В полемической литературе можно выделить два течения: религиозно-мистическое и просветительно-критическое (светское).

Ярчайшими представителями первого течения были Христофор Филарет, Иван Вышенский*, Милетий Смотрицкий. Второе раскрылось в деятельности украинских братств и таких его фигурах как Стефан и Лаврентий Зизаний, Юрий Рогатинец, Кирилл-Транквилион Ставровецкий**.

Филалет Христофор (псевдоним острожского шляхтича Марцина Бронского) опубликовал в 1597 г. на польском языке (а в 1598 - на украинском) "Апокрисис" - ответ на сочинение П. Скарги. В нем вопросы веры рассматриваются в неразрывной связи с социально-политическими отношениями своего времени, в религиозной форме отстаивается идея равенства людей независимо от их статуса в обществе. Примером может служить объяснение отношений между монархом (властью) и народом (подчиненными). Так как, по мысли Филарета, подданные присягают прямо исполнять свои обязанности, а король присягает подданным действовать в соответствии с законом, то этот договор (пакта) и должен быть основой справедливых отношений между монархом и подданными. Мыслитель обращает внимание короля и сенаторов как представителей государственной власти, что нарушение ими прав и свобод граждан, злоупотребление властью, пренебрежение законом подрывает государство и приводит к его упадку; беззаконие и своеволие неминуемо порождают справедливое недовольство народа, перерастающее в возмущение, В то же время он подчеркивает, что народ должен защищать свои права и предупреждает, что пока мы обращаемся к "письму", перу, а не к саблям. Но если властвующие и дальше будут злоупотреблять терпением угнетаемых и вызовут "внутреннюю войну", то вся вина и ответственность ляжет на них. Таким образом социально-политические взгляды автора "Апокрисиса", включают идею общественного договора и природных прав, ограничение власти монарха законом, определение прав и обязанностей свободных подданных, основанных на требованиях "права божьего и природного".

Эти идеи, направленные против религиозного и социального угнетения, имели большое значение для развития общественно-политический мысли, усиления противостояния народа духовному, политическому и экономическому притеснению, стали существенным вкладом в либеральные традиции украинского народа.

Выдающимся представителем религиозно-мистического направления в полемический литературе XVI - XVII в.в. был Иван Вышенский (ок. 1550 - ок. 1620)* , фанатичный защитник православных традиций, безжалостный критик греко-католиков. К нам дошло около 20 его произведений, среди которых "Обличение дьявола - миродержца", "Кратко словный ответ Петру Скарге", "Послание епископам - отступникам, православия", "Зачепка мудрого латинянина с глупым русином", "Извещение краткое о латинской прелести" и другие, написанные в жанрах памфлета, трактата, диалога и т.д. Для взглядов Вышенского характерна противоречивость, переплетение передовых и консервативных идей, новаторство и традиционализм. Наряду с осуждением духовенства находим апологию монашества, с призывами к борьбе с угнетателями - проповедь аскетизма, утверждение демократического социального идеала - консерватизм во взглядах на общественный прогресс вообще. Его религиозным и общественным идеалом было раннее христианство, от которого отошли и католическая, и православная церковь и к которому он призывал возвратиться.

Искренне болея за свой народ, Вышенский, был почти единственным, кто оплакивал закрепощение крестьян и бесстрашно разоблачал их угнетателей. Но против всех недостатков украинского общества он видел лишь один выход: полностью откинуть все новые веяния, включая такие "языческие хитрости"., как грамматика, риторика, диалектика и другие "позорные искушения" и возвратиться к древней православной вере.

Резко выступая против латинства ("Зачепка мудрого латинянина с глупым русином"), мыслитель придавал большое значение просвещению народа на православной основе, считая, что только так можно сохранить восточнославянский этнос, в то время как католицизм с его рационализмом может привести к разрушению и денационализации. Крайне бескомпромиссные позиции И.Вышенского, приобретавшие догматический и мистический характер, утверждение традиционализма, сохранение "старожитной веры" были реакцией на усиление польской экспансии и католицизма.

Выдающимся представителем светского направления в полемической литературе был доктор медицины Мелетий Смотрицкий (1577-1633), **(сын ректора Острожской "академии" Герасима Смотрицкого), творец известной "Грамматики Словенския" (1616), которая до середины XVIII в. была единственным учебником по грамматике в школах Украины, Белоруссии и России. Политическим проблемам М.Смотрицкий посвятил сочинение "Тренос" (Плач, 1610), написанное под впечатлением отобрания униатами православного монастыря Св. Троицы в Вильно. Опираясь на представление выдающегося немецкого гуманиста Н.Кузанского о человеке как микрокосмосе, в котором отражается в миниатюре весь мир - макрокосмос, М. Смотрицкий ярко нарисовал образ современного человека, который не забывает веры предков, стремится к знаниям и свободе. Ученый критиковал существующий общественно-политический строй польского королевства, притязания папства на светскую власть, вмешательство церковников в государственную жизнь, а своему народу советовал: "Возьмись лучше за науку, а не за серебро, стремись к мудрости, а не к злату, ищи Божьей благодати, а не жемчуг... ибо мудрость превышает все эти вещи..."

Светское направление общественно-политической мысли получило отражение в деятельности братств - общественных организаций православных мещан, объединявших ремесленников, купцов, духовенство и пр. жителей городов. Наиболее организованными были Львовское братство (ок. 1585 г.). Киевское (ок. 1615 г.) и Луцкое (1617). Созданные при братствах школы готовили учителей, священников, способствующих распространению просвещения вели активную общественную работу ставили вопрос о защите украинства на разных ступенях управления и самоуправления, религиозных свободи др. Культурно-просветительская деятельность имела и политический аспект: сохранение родного языка, религии предков, традиционных обрядов способствовали сохранению исторического сознания населения, формированию мировозрения. Выдающимися представителями братств были братья Стефан и Лаврентий Зизании.

*Брестская уния – объединение Украинской православной церкви с католической в Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте в 1596г. В результате образовалась унитарская (Греко – католическая) церковь, признавшая своим главой папу, но сохранившая некоторые православные догматы и богослужение на украинском языке.

*Родился И.Вышенский на Львовщине, образование получил в Острожской«академии».